На чем зарабатывала верхушка ГАИ

После службы спасателей МВД и прокуратура взялись за Госавтоинспекцию.

Фото: Артем ПАСТУХ

Минувшая неделя стала знаковой для столичной Госавтоинспекции. В свете беспрерывных разговоров о ликвидации ГАИ и создании дорожной полиции уголовное дело, которое открыла прокуратура, весьма символично.

В среду утром в рабочих кабинетах, а также дома у руководства ГАИ Киева прошли обыски. Изъяты сотни тысяч гривен, долларов, евро, а также важные документы. 

Начальник отдела организации регистрационно-экза­мена­ционной работы (простыми словами - руководитель всех столичных МРЭО) подполковник милиции Николай Жебель задержан. А главный гаишник Киева - полковник милиции Николай Макаренко успел улизнуть.

"Полковник Макаренко подозревается в организации преступной группировки", - написал на своей странице в Фейсбуке Арсен Аваков. - Сейчас этот человек объявлен в розыск. Есть информация, что полковник покинул страну и уехал в Беларусь".

По словам министра, гаишники получали сотни тысяч гривен в месяц при оформлении автомобилей в МРЭО, а также требовали ежемесячно от сотрудников деньги.

Деньги, которые нашли при обыске в офисе столичной ГАИ. Фото: facebook.com/arsen.avakov.1 

В управлении ГАИ Киева заявление министра стало полнейшей неожиданностью. Ведь еще пару дней назад Николая Макаренко видели в офисе. Правда, уже две недели он находится в официальном отпуске.

- Да, Николай Николаевич две недели назад неожиданно ушел в отпуск. Ничего никому не объяснял, мы даже не знали, когда он выйдет, - рассказали нам в ГАИ Киева. - Пару раз приезжал в свой кабинет и снова исчезал. Вместе с ним в отпуск ушел и Николай Жебель. Подумать не могли, что все так закончится…

После переполоха в управлении ГАИ Киева начало лихорадить и департамент. У генерала Анатолия Сиренко появился новый первый заместитель - 29-летний экономист Владислав Криклий, назначенный Аваковым. Его задача - борьба с коррупцией.

- Задача, поставленная министром, - решить три важные проблемы, - заявил советник Авакова - Антон Геращенко. - Первое - это возможность принимать штрафы у водителей на месте через терминал. Второе - автоматическая фиксация нарушений. Третье - ликвидация МРЭО и организация центров оказания административных услуг МВД, основанных на принципе электронных документов. 

КОМПЕТЕНТНО

Фото: facebook.com/vladimir.karavaev 

Владимир Караваев, автомобильный эксперт:

- Можно сколько угодно сажать людей, проводить аресты и обыски, но в глобальном плане это ничего не даст. Коррупцию таким образом не искоренить. Ведь дело не в людях, а в механизмах. Если ничего не делать и не поменять систему и подходы на законодательном уровне, придут другие люди и будут зарабатывать таким же способом. Это касается не только ГАИ, но и всех структур. 

В ТЕМУ

Основные коррупционные схемы

СТРАХОВКИ

Руководители ГАИ имеют свои, "карманные" страховые компании, которые продают водителям полисы ОСАГО и КАСКО. Чтобы клиентов было больше, работники МРЭО рекомендуют водителям страховаться именно в нужных фирмах.

СПРАВКИ-СЧЕТА

Даже во время кризиса операции купли-продажи авто продолжались. Сотрудники МРЭО по указанию руководства предоставляют справки-счета прямо в МРЭО. Услуга стоит на 34-45 процентов дороже (1200 грн. против 700), но рекомендации сотрудника МРЭО делают свое дело.

СНЯТИЕ АРЕСТА С АВТО 

Система построена таким образом, что водитель при всем желании не имеет возможности быстро снять свой автомобиль с ареста. Минюст тянет с решением до последнего, затем процесс тормозит ГАИ. Но сотрудники МРЭО могут снять любой арест за 1000 грн. Причем штраф в казну платить необязательно.

ВЫДАЧА НОМЕРОВ И БЛАНКОВ

Последнее время в МРЭО существует тотальный дефицит бланков техпаспортов и водительских удостоверений. Некоторым водителям приходится ждать несколько месяцев. Но если документы нужны срочно - цена вопроса 1500-2000 грн. Любители красивых номеров - тоже находка для гаишников. Хочешь одинаковые цифры  - готовь кругленькую сумму.

НЕРАСТАМОЖЕННЫЕ АВТО

Самая большая статья доходов - это постановка нерастаможенных  автомобилей на учет. Здесь за раз можно заработать до 30 тысяч долларов, все зависит от марки и стоимости машины. Правда, такой бизнес сотрудники МРЭО делают исключительно с проверенными людьми, ведь можно нарваться на сотрудников внутренней безопасности.