Зачем сидеть за партами?

Догонять со школьниками учебную программу после выпавшего месяца занятий приходится родителям, а не педагогам.

В 5-6-м классе большие пробелы в знаниях. По мнению психологов, выше шансы, что ребенок запустит учебу в будущем. Фото: Владимир Веленгурин

В этом году школьники потеряли в среднем девятую часть учебного времени. Например, в столице добавили по неделе к осенним и весенним каникулам, две - к зимним. Вместо девяти месяцев занятий - восемь. Экономия на электричестве. Но обеспечило ли образовательное ведомство восполнение утраченного? И что делать ученикам выпускных классов?

Бесплатные консультации "навесили" учителям

Как пояснили в МОН, учебную программу в этом году официально не сокращали. Предполагается, что учителя смогли так распределить материал, чтобы лишний месяц каникул, который "урвали" от учебного года, не сказался на успеваемости школьников. Педагоги могли объединять темы в одну, сокращать второстепенные, давать дополнительные домашние задания, в том числе индивидуальные для отстающих. А при потребности - консультировать желающих во внеурочное время. 

К такой идеальной картинке действительно стремились в школах с углубленным преподаванием и некоторые педагоги-альтруисты. Как рассказали в киевской гимназии биотехнологий №177, индивидуальные консультации по всем предметам проводили во время каникул для учеников 5-11-х классов. Школьников ждали в назначенное время, пробелы в знаниях разъясняли и прорабатывали на примерах. 

Но в большинстве школ ученикам, которым что-то непонятно, приходилось дергать и так сверхзанятых педагогов, которых никто не обязывал бесплатно консультировать в свободное время. Конечно, детям было проще не демонстрировать "тупости", максимум - расспросить непонятное у родителей. 

Закрепление материала - с папами и мамами

- У нас в этом году почти не было занятий, рассчитанных на повторение, - рассказывает ученица выпускного класса школы №296 Марина Иценко. - Только дали новую тему - и уже следующую объясняют. Зато контрольных больше. Учителя говорили, что им надо проверить, насколько мы понимаем материал. Вроде каникулы длинные, а устала, будто их не было.

Второе бедствие, о котором говорят родители и старшеклассники: обилие домашних заданий. Многие педагоги постарались наверстать упущенное, задавая больше, чем обычно, составляя задания на каникулы. 

- Сын в 11-м классе, делая уроки, исписывает полтетради за раз, - рассказывает киевлянка Лариса Жигель. - По некоторым предметам задают по 8 заданий за раз. Когда еще и на весенние каникулы целые списки тем дали, я пошла разбираться с учителями. Ему еще поступать в этом году - когда же ребенку отдохнуть? 

Во многих школах на вопрос об уплотнении программы отвечали:  выкручивались за счет самостоятельного изучения школьниками ряда тем. Готовили ли раньше детей к этому самому самостоятельному изу­чению? На деле это означает: за счет родителей. Оборачивалось такое самообразование бессонными ночами родителей, пытающихся вначале вникнуть в ненужную им алгебру или физику, а затем растолковать ее чаду. Заметьте, без педагогического образования, которое позволяет правильно объяснять материал.  

Репетиторы остались в выигрыше

Еще вариант: те, кто не собирался раскошеливаться, все же нанимали репетиторов. 

- В этом году люди из-за кризиса экономят на всем, - утверждает представитель Ассоциации репетиторов Украины Анастасия Дацюк. - Но на услуги репетиторов спрос не снизился. Причем основными клиентами всегда были учащиеся выпускных классов. Но в 2015-м на 25% чаще, чем в прошлом году, нанимают, просто чтобы подтянуть знания школьников. 

Родителей тревожит: новый график обучения - исключение или правило? Ведь вопрос коммунальных услуг вряд ли решится до новой зимы. И как с этим совместить борьбу за основательные знания, из-за которой собираются ввести 12-й год обучения? Если ежегодно экономить учебное время, не придется ли вводить и 13-й класс, чтобы дети не остались неучами?

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

"Сказка о потерянном времени" 

Психолог Марина Бабушкина:

- Поскольку не было четкости, каникулы продлевали в последний момент, у школьников расшаталось ощущение границ. Хотя отдых был долгим в этом году как никогда, ребята не хотели возвращаться в классы: нервничали, внезапно заболевали (давала знать о себе психосоматика). Ребятам дали понять, что учебную программу легко можно выучить быстрее. Тогда зачем они сидят за партами дольше? Вот такая "сказка о потерянном времени". Это может воспитать отношение к любому делу: главное - "отсидеть" от звонка до звонка.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На выпускниках-2015 сэкономили дважды 

Кроме каникулярных "долгов", в этом году по техническим причинам первое тестирование по ВНО состоится за месяц до конца учебного года. Одиннадцатиклассников уже всячески запугивают пропущенными занятиями и предлагают наверстать материал после уроков. Но - за деньги. 

- У нас преподаватель математики якобы занимается репетиторством, а на деле проводит дополнительные уроки в школьном кабинете почти со всем классом, - рассказывает мать ученика выпускного класса Светлана Георгиевна. 

Как пояснил директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук, тест по украинскому языку не включает те темы, которые будут изучаться позже. После 24 апреля речь не идет о прекращении занятий по этому предмету. Уроки должны идти в прежнем режиме, чтобы школьники освоили программу целиком. 

Но давайте будем реалистами. Уже получив итоговую оценку по предмету, как много ребят станут усердно вникать в новый материал? И сколько учителей сами тихонько сведут занятия на нет?