Пошел в лобовую на "Фокке-вульф"
Отряд российских поисковиков отыскал обломки истребителя Як-1 в густом лесу хребта Боцехур в Краснодарском крае. Покореженное ржавое железо, останки летчика, а рядом разбитые наручные часы. Документов у погибшего не было. Единственная надежда опознать пилота - по номеру двигателя. Поисковики засели в архивах, по крупицам складывая информацию в цельную картину.
Благодаря сохранившимся документам выяснилось, что управлял истребителем капитан Федор Шапошников, уроженец села Борисовка Запорожской области. Федор Денисович был опытным летчиком - десять лет за штурвалом.
Поисковикам удалось разыскать в родном селе воина его внука Александра. Мужчина хоть деда в живую не видел, но историю его подвига знает наизусть.
10 сентября 1942 года стал последним днем в жизни фронтовика. Для сопровождения советских бомбардировщиков вылетели четыре истребителя, одним из которых управлял 37-летний Федор Шапошников. Задание было выполнено успешно, и летчики уже возвращались на аэродром. Но тут поступил приказ сбить немецкий самолет, который корректировал огонь артиллерии по советским войскам. Как назло, к тому моменту все боеприпасы у Шапошникова закончились. Его коллега сделал последний выстрел, но промахнулся.
- Тогда дед пошел на таран. Сначала он преследовал немецкий самолет, который резко стал сбрасывать высоту. Федор Денисович был у него на хвосте, а когда догнал, то ударил вражеский "Фокке-вульф", - рассказывает о героическом поступке своего деда Александр Шапошников. - Немецкий самолет упал в лес. Но не выдержал столкновения и Як-1: от удара у него отлетел кусок крыла. Истребитель рухнул на землю.
За сбитый самолет ценой собственной жизни украинский летчик посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
В самом начале войны Шапошников попал в подобный воздушный бой. В 1941 году он командовал звеном 9-го истребительно-авиационного полка ВВС Черноморского флота. Его уважали и на него равнялись - на счету пилота было несколько сбитых немецких самолетов. Но однажды в бою у Шапошникова закончились боеприпасы, и немецкому самолету удалось уйти. Такой промах обошелся дорого - летчика Шапошникова обвинили в трусости и разжаловали до рядового. Возможно, именно для того, чтобы не повторилась позорная для отважного летчика ситуация, он и решил идти на таран.
|
О подвиге помнят и школьники, и военные
Долгие 72 года останки летчика покоились в земле Краснодарского края. И только сейчас родственники узнали его судьбу.
- Я родился уже после войны и не видел своего деда. Но о нем часто рассказывал отец. А в нашем школьном музее висит фотография Федора Денисовича. Из музея я и узнал о подвиге моего деда, - с гордостью рассказывает Александр. - Помнят моего деда и в его родной военной части, которая и сегодня существует. Там есть его портрет, а рядом можно прочесть его биографию.
По воспоминаниям отца, Федор Денисович был статным мужчиной - высоким, широкоплечим. Казалось бы, он как человек военный должен был всех в строгости держать. Но характер у него был другой - очень добрый. Не мог долго сердиться за шалости на своих четверых детей.
Кстати, правнук героя Андрей волей случая попал в ту же морскую часть, где служил его прадед. Он жил в тех же казармах, ел в той же столовой, что и прадед Федор Шапошников.
Останки героя в Украину из России привезут 9 мая. В День победы летчика похоронят в родном селе на территории мемориального комплекса.
В ТЕМУ
Враг - он всегда бесцветный
Данил СВЕЧКОВ
Григория Речкалова взяли в пилоты, невзирая на дальтонизм.
Чтобы летать, приписал два года
Григорий Речкалов родился в небольшой деревне Худяково (сейчас поселок Зайково) в 150 километрах от Свердловска. Когда ему исполнилось 14 лет, семья перебралась в областной центр. Там мальчишка поступил на учебу в аэроклуб.
Чтобы его приняли, Гриша прибавил себе два года, указал, что родился не в 1920-м, а в 1918-м.
А в 17 лет Григорий поступил в Пермскую военную школу летчиков. Еще спустя два года талантливого молодого пилота должны были распределить в 55-й авиационный истребительный полк. И вдруг на летной карьере едва не поставили крест медики.
На врачебной комиссии выяснилось, что Речкалов страдает дальтонизмом, то есть не различает цвета. Его забраковали. Но когда началась война, его вызвали в военкомат и сразу дали направление в летную часть. Речкалов удивился: "Так меня же списали!" "Вражеский самолет от своего отличить сможешь? - спросили его. - Значит, годен". Летчики тогда были очень нужны на фронте.
В авиаполку Речкалову выдали истребитель И-153, на хвосте которого синей краской было выведено число 13. Летчик уверял, что цифра эта несчастливая только для врага, и доказывал слова делом - уже через пять дней после начала войны он сбил первый фашистский истребитель. Правда, потом машина его все-таки подвела - во время полета отказал мотор. Но Речкалов умудрился посадить неисправный самолет… носом в землю!
После этого случая едва не погибшего пилота пересадили на "Ишачок" - истребитель И-16. Однако и он оказался невезучим. Сбив два немецких самолета, Речкалов и сам едва не был сбит в воздушном бою, при этом получил тяжелое ранение.
|
Выдрессировал "Кобру"
Рана оказалась настолько серьезной, что в госпитале Речкалова оперировали трижды. Впрочем, это не помешало вернуться в строй. Правда, доверять хороший самолет человеку, только что выписавшемуся из больницы, авиационное начальство не захотело. Речкалова отправили в запасной полк, укомплектованный одними лишь старыми У-2. Машина настолько не понравилась асу-истребителю, что он сразу же потребовал самолет "посерьезнее". Вдоволь наругавшись со штабными, Григорий получил-таки маневренный Як-1. На нем Речкалов отправился на Южный фронт, где подтвердил статус аса, сбив еще четыре немецких самолета.
Но скоро Григорию пришлось распрощаться и с "Яком". Новым самолетом, который ему пришлось освоить, стала полученная по ленд-лизу американская "Аэрокобра". Кстати, в самих США эту боевую машину не жаловали: она часто срывалась в штопор. Но нашим летчикам самолет пришелся по вкусу.
- Речкалов отмечал оригинальную конструкцию "Аэрокобры" и то, что мотор у нее находится за спиной пилота, а не перед ним, - объясняет директор музея летчика Речкалова в поселке Зайково Елена Елизова. - Еще его поразил хороший радиопередатчик. Летчики во время полета наконец-то смогли координировать действия, разговаривая по радиосвязи, словно по телефону.
За штурвалом "Аэрокобры" истребитель Григорий Речкалов бил фашистов на Кубани, едва ли не в каждом воздушном бою уничтожая по вражескому самолету, а то и сразу по паре.
В конце Великой Отечественной войны Григорий Речкалов стал дважды Героем Советского Союза и "дорос" до командира авиаполка.
После войны летчик-герой продолжал служить в Военно-Воздушных силах. В запас ушел в 1959-м. Несмотря на тяжелые ранения, Григорий Андреевич дожил до 70 лет.