"Нормандский формат": до новой встречи в Минске

Безопасность жизни на востоке Украины вновь выходит на первый план.

Переговоры идут на уровне глав МИД - Франции Лоран Фабиус, Украины Павел Климкин, Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и России Сергей Лавров. Фото: REUTERS

И об этом говорят несколько сигналов. Активно работают дипломаты, начеку украинский Совет нацбезопасности, собирался узкий круг посвященных СНБО России, на который выносили украинский вопрос. В Госдуме звучат призывы дать президенту РФ право ввести войска на украинскую территорию.

В последнее время появилось ощущение, что выполнение минских договоренностей как бы зависло, а переговорный процесс в целом находится в стагнации. Нет особой активности в создании рабочей группы, фактически приостановлен отвод тяжелого вооружения. В том же Широкино зафиксировали работающие "Грады", хотя их должны были увести на 30 км вглубь территорий.

Министры говорили о соглашениях 

Но пока работает дипломатия. Министры иностранных дел Украины и России поддерживают связь. Не исключал перехода к очередным переговорам и президент Петр Порошенко

- Для меня в этом нет никаких проблем, но Минские соглашения должны соблюдаться, - говорил он.

Площадкой для возможного разговора президентов будет Минск, в этом никаких сомнений. Но пока работа на уровне глав МИДов идет в Париже - на прошлой неделе там встречались министры четырех стран. Не за горами и новая встреча, и, возможно, в расширенном формате. Есть данные, что к министрам из Украины, России, Франции и Германии могли бы присоединиться их коллеги из Великобритании и США.

- Участие ЕС как организации, США, Великобритании могло бы быть очень полезным. Но на сегодняшний день возможности "нормандской четверки" еще не исчерпаны, - подчеркнул замминистра иностранных дел Вадим Пристайко. - "Нормандский формат" - только один из механизмов, а работа по разрешению конфликта продолжается на всех уровнях. Чуда не ожидаем, но результат уже есть.

Сейчас основная тема для участников переговоров - выполнение Минских соглашений. Министры обсуждали обстрелы под Мариуполем, особенно в Широкино, говорили о ситуации под Донецким аэропортом.

- Они как будто нас на прочность испытывают, - аккуратно рассказывают о событиях на передовой военные в прифронтовом городе Константиновка, которые только-только сменились по ротации. - Обычно там не стреляют рано утром, не гасят под вечер, снайперов в последнее время отвели. Я не говорю, что мы все там расслабились, но есть негласные правила. А они их иногда нарушают. А у нас приказ - не стрелять. Такое зло берет… Граница с каждым днем перемирия ползет и ползет в нашу сторону.

Но политики уверяют, что все под контролем. Что наверху, на уровне президентов и министров, у всех есть понимание, что Минские соглашения надо выполнять, а обстрелы, наоборот, прекращать. Если нужно, то в проблемные зоны дополнительно направятся участники миссии ОБСЕ.

Президентские дебаты

Президентам Петру Порошенко и Владимиру Путину предлагали встретиться публично, чтобы без недомолвок и быстро обсудить ситуацию. Такой формат предложил экс-президент Леонид Кравчук. Предложение пока осталось неуслышанным, но вдруг они прислушаются?

- При всем уважении к Леониду Макаровичу - это не поможет. Дело не в том, чтобы они сели за стол переговоров вдвоем, - не согласен с ним политолог Владимир Фесенко. - Разговор один на один с Украиной Владимиру Путину неинтересен. Для него интересна игра с Америкой, с Германией.

Нельзя забывать и об интересах  Украины. Для нас выгоднее, считает он, когда за столом переговоров будет широкий круг участников. Так будет легче добиваться наших целей, и потом будут гарантии выполнения обещаний. 

ДОСЛОВНО

О чем говорил президент 

Президент Петр Порошенко поддерживает традицию еженедельных интервью с журналистами различных СМИ. На этой неделе он говорил с ведущим канала ICTV Андреем Куликовым. Предлагаем основные тезисы их беседы.

О перемирии

- Создается впечатление, что перемирие не работает, люди гибнут, прогресса нет. Но когда ты радуешься, что позавчера, вчера и сегодня никто не погиб, что за три дня только четверо раненых (и это когда в феврале мы теряли от 10 до 28 наших героев), то ты понимаешь, какая ответственность лежит на тебе.

О пополнении в Генштабе

- Комбатам, которые хорошо себя зарекомендовали, предложены генеральские звания и работа в Генштабе. Люди, которые имеют непосредственный боевой опыт, могли эффективно управлять войсками. Более сорока повышений было согласовано за неделю.

О гибели людей

- Украинское войско не убивает мирное население. Существует трехсторонняя контактная группа, где я стараюсь повысить роль и эффективность представителей ОБСЕ, которые должны иметь доступ к любому месту, где хранят оружие. Приходят их отчеты, которые готовили 500 инспекторов, и там сказано - у нас нет ни одного замечания к украинцам, и замечания о том, что террористы нарушают режим прекращения огня.

О трагедии в Константиновке

- Никто никого не покрывает. Офицер допустил снижение военной дисциплины, офицер допустил, что его подчиненные употребляли алкогольные напитки, он разрешил выезд боевой техники,  и этот выезд привел к жертвам среди мирного населения, погиб ребенок, пострадала женщина. В тот же день там были главный военный прокурор, руководители сектора, начальник Генштаба, виновники арестованы, суд будет прозрачный.