Почему застопорился обмен пленными?

Важный пункт Минских соглашений оказался под угрозой.

Фото: REUTERS

После прекращения огня и отвода тяжелых вооружений, чтобы приблизить мир на востоке Украины, необходим обмен пленными. Но этот пункт Минских соглашений под угрозой. Об этом почти в одно и то же время заявили глава "ДНР" Александр Захарченко и советник замминистра обороны Василий Будник. Мы решили выяснить подробности у экспертов.

60 дней в неволе

Это случилось 20 января. Комбат 8-й десантной бригады вместе с 14 "киборгами" попытался вызволить из окружения в донецком аэропорту своих товарищей и попал в плен. Волонтерские организации, спецслужбы и переговорщики так и не смогли договориться об освобождении комбата. Он по-прежнему в неволе, а родственникам остается только жить надеждой. Супруга Олега организовала благотворительный фонд и помогает семьям, которые, как она, ждут пленных солдат домой.

Подобных историй сегодня сотни. В плену остаются бойцы из Иловайска, Дебальцево, Саур-Могилы и других горячих точек АТО.

Добрых вестей ждут и по другую сторону линии разграничения конфликта. Люди - они везде одинаковы: переживают за любимых, за друзей. Но процесс обмена, судя по последней информации, фактически остановлен.

"Переговорный процесс зашел в тупик, - написал в Фейсбуке Василий Будник. - Не буду вдаваться в подробности, но, на мой взгляд, надо что-то менять в этом деле…"

В свою очередь глава "ДНР" Александр Захарченко на сайте так называемого своего "верховного суда" заявил следующее: "Мы отправляем списки военнопленных, а получаем списки случайных людей".

Это косвенно подтвердил в интервью на одном из телеканалов руководитель Центра по освобождению военнопленных Василий Рубан.

- Из тех 200 человек, которых мы представляем, донецкая сторона принимает всего лишь 15, - сказал он.

Также Захарченко обвинил Украину в том, что закона об амнистии нет, все, кого передают стороне "ДНР", фактически остаются преступниками.

Слишком много центров

Один из участников переговорного процесса рассказал "КП" в Украине", что проблема действительно упирается в юрисдикцию. Все, кто находятся под арестом в Украине, - действительно преступники. Максимум, что возможно, - это сменить меру пресечения. Человека как бы выпускают под подписку, и он как бы сбегает. Во-вторых, людям, которых хотят первыми получить в обмен на наших бойцов, инкриминировали особо тяжкие преступления, и их должны отдать под суд. Человеческие эмоции как бы входят в противоречие с государственными интересами.

- Проблем много. Но главная, по моему мнению, в отсутствии координации между ведомствами, - считает известный волонтер Ярослав Жилкин. - Слишком много центров. Ну вот смотрите, кто отвечает за процесс обмена? МВД, СБУ, ВСУ? Все отвечают по чуть-чуть, а простыми словами - никто, - говорит Жилкин. - Все шишки летят в Минобороны, но тут возникает вопрос: почему? Ведь это АТО, где самые важные решения должна принимать Служба безопасности Украины.

По мнению Жилкина, заявление о приостановке обмена пленными - это способ надавить на вторую сторону.

- Это давление на родственников, чтобы они давили на власти, - говорит волонтер. - То, что обмен будет, я даже не сомневаюсь. Куда иначе девать людей? Также немаловажный момент в этом - взаимное недоверие сторон. По-прежнему нет полных списков пленных, никто не знает точное число, фамилии. Никто не хочет раскрывать карты.

Должны помочь новые законы

- Переговоры не любят шума. Они продолжаются, и это самое главное, - сказал "КП" в Украине" глава объединенного координационного центра освобождения заложников при Минобороны Юрий Тандит. - Обсуждаются детали - место, время, уточняются списки. Да, есть трудности, но Украина делает все возможное, чтобы люди получили свободу.

- Кроме Донецка и Луганска пленных удерживают у так называемых "полевых командиров", которые не всегда соглашаются на условия, которые признают в "ДНР" и "ЛНР". Также наши ребята есть в России, это самый сложный вопрос. Но и там мы ведем переговоры, подключаем политиков, - говорит Юрий Тандит.

По Олегу Кузьминых и другим "киборгам" ведется отдельный диалог. К нему подключены в качестве посредников бывшие афганцы, которые пользуются доверием у обеих сторон. Что касается юридических препятствий, которые усложняют процедуру выдачи сторонников "ДНР" украинской стороной, то, по словам Юрия Тандита, подготовлены два законопроекта, чтобы ускорить этот процесс. Один уже передан в комитет Рады.

- Мы отдаем всех, кого можем, - подчеркивает волонтер. - Но в любом случае вынуждены действовать в рамках законодательства. 

СТАТИСТИКА

За прошлый и этот год из плена были освобождены 2,5 тысячи человек. По последним данным, в заложниках остаются ориентировочно 400. Это военные, бойцы добровольческих батальонов, нацгвардейцы, гражданские люди. 

КОММЕНТАРИЙ ПОЛИТОЛОГА

Могут ли препятствия, которые возникли при обмене пленными, окончательно сорвать Минские договоренности? Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что - нет.

- Война не разгорится с новой силой. В этом не заинтересованы обе стороны, - прогнозирует политолог. - Но конфликт может быть заморожен без дальнейших продвижений в сторону окончательного мирного урегулирования.