Вокруг "Правого сектора" вновь накаляется ситуация. 25 марта в эфире одного из телеканалов глава СБУ заявил, что военизированные структуры, которые являются неподконтрольными Вооруженным силам или правоохранительным органам, должны быть разоружены. А утром 26-го сектор "М" (оборона Мариуполя) вежливо попросили покинуть "гражданских людей, которые считают, что помогают батальону "Донбасс". Реакция не заставила себя ждать - "Правый сектор" также вежливо дал понять: а гуляйте-ка вы со своими приказами…
"У нас один главнокомандующий"
- Мы ниоткуда выходить не будем и разоружаться тоже не будем. Не государство дало нам оружие, не государству нас разоружать, - говорит руководитель Информационного центра "Правого сектора" Евгений Третяк. - У нас один главнокомандующий - Дмитрий Ярош. Он всегда говорил, что мы подчиняемся приказам президента. Но когда он делает какие-то глупые вещи, мы не должны на них реагировать.
Добровольческий корпус "ПС" ярко рекламируется и постоянно набирает новобранцев. Берут даже девушек - с медицинскими знаниями. И даже без них - если позволяет физическая подготовка и правильная идеология.
- Это наши братья, с которыми мы воюем плечо к плечу. Заявления - только слова, не имеющие реальной подоплеки, как, к примеру, ультиматум Авакова разоружиться всем охранным фирмам за 24 часа, - заявил спикер ДУК с позывным "Богема".
Сначала союзники, потом - угроза
История упорно идет по кругу. Пока что скрытый конфликт "Правого сектора" и властей напоминает историю с повстанческой армией Нестора Махно, которая вначале объединилась с "красными" против "белых", а после была объявлена угрозой для большевиков.
- Такие параллели вполне можно провести. Интересы Махно и Красной армии тогда совпадали - сначала сделаем революцию, а потом разберемся между собой. Но "разобраться" Махно не дали - еле успел убежать за границу, - напоминает историк Юрий Топчий.
Военные же едины во мнении: сила армии в единоначалии, и нечего самодеятельность разводить.
- Либо Рада должна принять документ, по которому независимые от государственных структур военные формирования получают законный статус, либо должен исполняться закон, который ставит их в рамки нарушителей, - считает военный эксперт Игорь Романенко. - Если батальоны "Правого сектора" не желают вступать в ряды официальных силовых структур, их нужно блокировать и разоружать. Это задача МВД.
|
Без права и гарантий
Есть чисто практические соображения. Во-первых, положение, в котором сейчас находятся бойцы ДУК, не дает им права на статус участника АТО. Во-вторых, регулярные части армии и Нацгвардии не имеют права обмениваться разведданными и оперативной информацией с вооруженными формированиями, которые неизвестно кому принадлежат. То есть, координация действий силовиков и ДУК как бы вне закона.
Есть еще одна угроза для добровольцев от "Правого": их могут посчитать… дезертирами.
- Если человеку пришла повестка, а он в военный комиссариат не пришел, вступив в добровольческий батальон, не закрепленный за ВСУ или Нацгвардией, официально считается, что он от мобилизации уклонился, - говорит и.о. начальника управления прессы и информации Минобороны Александр Мотузянык.
В ведомстве затрудняются официально ответить, кем же все-таки являются бойцы ДУК - гражданскими, незаконно взявшими в руки оружие, или же борцами за свою страну.
МНЕНИя ПОЛИТОЛОГОВ
|
Могут встать на сторону спонсора
- Желая подчинить себе все добровольческие батальоны, власть хочет исключить возможность их использования какой-либо другой силой. Есть большая вероятность, что в случае внутреннего конфликта такие формирования примут сторону своего спонсора, - говорит политолог Алексей Якубин.
По мнению нашего эксперта, не случайно разговоры о подчинении ДУК возобновились именно сейчас, когда определенные обстоятельства вынудили к отставке с поста губернатора Игоря Коломойского (официально "Правый сектор" отрицает свою связь с олигархом. - Ред.)
|
Трудно решить без конфликта
Председатель правления Института украинской политики Кость Бондаренко отмечает: вопрос, что делать с неформальными вооруженными формированиями, возникал в разное время в разных странах.
- И никогда не решался без конфликта. Та же ситуация была в Югославии после ее войн. Понадобилось лет пять, чтобы народные отряды вернуть в русло законной жизни, - отмечает эксперт.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Яроша приглашают в Генштаб
|
Пресс-секретарь "Правого сектора" Артем Скоропадский заявил, что Дмитрию Ярошу предложили должность в Генштабе Вооруженных сил Украины.
- Было такое предложение. Но мы пока обдумываем, потому что непонятно, какие там будут полномочия, - сказал Скоропадский.