Пассажиры подорвавшегося на мине автобуса: "После того как нас развернули на блокпосту, рискнули ехать полями"

Взрыв унес жизни четырех человек. 21 оказался на больничной койке.

Вполне вероятно, что водитель старенького ЛАЗа «зацепил» обочину, где была установлена противотанковая мина. Фото: facebook.com/kivailya

Очередная трагедия с пассажирским автобусом вечером в среду взбудоражила всех тех, кому приходится путешествовать через блокпосты в военном Донбассе. В полях недалеко от поселка Курдюмовка в 25 километрах от Горловки на мине подорвался ЛАЗ с 26 пассажирами. На фугас автобус наехал задним колесом. На месте погибли четыре женщины, еще 21 человек получил травмы.

Почему водитель выбрал заведомо рискованный путь, пока никто сказать не может. В милиции говорят: разберется следствие, но происшествие уже квалифицировали как теракт, хотя минные поля в Донбассе сейчас обычное дело.

Решение принимают большинством голосов

Местные жители убеждают - рейсовые едут в обход блокпостов чуть ли не ежедневно. Двинуться опасным маршрутом водителя могли попросить пассажиры. Ведь из-за ступора пропускной системы нередки случаи, когда из нескольких десятков пассажиров автобуса разрешения на въезд нет ни у кого. Решение на опасные объезды принимается большинством голосов. Не исключено, что с ЛАЗом произошло что-то подобное.

- По оперативной информации, автобус прибыл на украинский блокпост "Майорск", но не был пропущен, поскольку пересечение линии соприкосновения в темное время суток запрещено, - прокомментировал ситуацию спикер информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко. 

- Водитель поехал в обратном направлении и, пытаясь обойти украинский блокпост, выехал на грунтовую дорогу и подорвался на мине.

Межу тем родственники пострадавших рассказывают: прежде чем доехать до "Майорска", ЛАЗ уже пересек несколько "кордонов", где стоял больше трех часов - силовики проверяли документы и тщательно досматривали багаж. И водитель, и пассажиры понимали: в темноте на последнем блокпосту их практически гарантированно не пропустят, но решили попробовать.

Люди ездили за продуктами

Версию подтверждает и то, что из Артемовска автобус выехал по расписанию - в 16.15. В мирное время и хорошую погоду езды до Горловки не больше часа даже для старого ЛАЗа - расстояние всего 40 километров. Из-за войны водители накидывали еще час-полтора. Но в итоге сообщение о том, что автобус подорвался на мине, в милицию поступило только в 20.30.

Тех, кто отделался испугом, совсем немного. Среди пассажиров - 50-летняя горловчанка Татьяна Грищенко.

- К счастью, с ней все в порядке. Сейчас она приходит в себя от сильного шока. Но в целом не пострадала. Рассказала, что в районе "Майорска" их не пропустили на украинском блокпосту. Решили ехать окольными тропами, и вот что из этого получилось, - поделилась с "Комсомолкой" подруга Татьяны Наталья.

Между тем жители Горловки рассказывают: этот автобус в Артемовск был их "окном в мир". Из полуразрушенной, дефицитной, практически блокадной Горловки десятки горожан каждый день ездили "за границу" за лекарствами, деньгами и едой. То, что из 26 пассажиров автобуса практически все были жителями "ДНРовских" территорий, в большинстве своем женщины, подтверждает и список пострадавших.

Весной ЧП может стать больше

О заминированных полях вокруг линии соприкосновения постоянно говорят с обеих сторон. То и дело на минах подрывается военный транспорт. В конце февраля в Артемовском районе подорвались двое подростков - мальчик 16 лет погиб на месте, а его 10-летний друг пережил несколько операций. За день до трагедии с автобусом в нескольких километрах отсюда мина взорвалась под трактором, когда тот работал в поле.

- Замаскированные мины направленного действия и растяжки в степи и в лесах заметить практически невозможно. Лучше туда вообще не ходить, - предостерегает эксперт-пиротехник Николай Галушко. - А на обочинах грунтовых дорог зачастую встречаются установленные противотанковые мины. Чаще всего на поворотах или на сужениях дороги. Водитель не "держит" колею, "цепляет" обочину и подрывается.  Скорее всего, в данном случае так и было.

Кстати, специалисты опасаются - именно с наступлением весны жертв среди мирных жителей может стать больше. Люди все равно пойдут в леса и поля, туда, куда даже военные заходить опасаются, ведь полная карта минных полей едва ли существует. 

КСТАТИ

Заминированы десятки тысяч гектаров

По меньшей мере десятки тысяч гектаров полей в Донецкой области заминированы. По информации областных чиновников, на мины и другие снаряды можно наткнуться на пахотных землях от Новоазовска до Артемовска.

- По оперативным данным, около 30 тысяч га пахотных земель от Новоазовского до Артемовского района заминированы, имеют взрывоопасные предметы, находятся в зоне боевых действий, - сообщил заместитель директора департамента агропромышленного развития ОГА Сергей Шупик.

Чиновники, аграрии, милиция и спасатели уже объединились, чтобы находить и обезвреживать опасные предметы, но процесс идет совсем не быстро. Ведь даже по самым скромным подсчетам речь идет о сотнях мин, спрятанных в земле. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Электронные пропуска прекратили выдавать, так и не начав

Идея упростить выдачу пропусков в зону АТО снова забуксовала. Свои пакеты документов "на удачу" успели отправить только те, кто сделал это с 20 по 25 марта - в период тестирования системы. А вот в день запуска - 25-го - в СБУ официально объявили: электронную базу поразило сразу несколько проблем - с электричеством, интернетом, серверами и так далее. К тем, кто подавал документы по и-мэйл, начали возвращаться письма. Силовики пообещали: вот-вот процесс наладят, но вот когда все заработает, не уточнили.

Тем временем в координационных центрах заявили: продолжают выдавать бумажные. Когда до них дойдет цифровой прогресс, не знают. Впрочем, те, кому нужен пропуск, продолжают "тестировать" электронный способ. Говорят, из 10 отправленных писем с документами, как правило, одно, вероятно, доходит.