Главным вопросом на вчерашнем заседании исполкома было утверждение нового Генплана города, который пытаются принять уже 13 лет. Документ неоднократно дорабатывался, и вот в мэрии заявили о его готовности. Перед тем как предложить членам исполкома проголосовать, глава управления архитектуры Александр Голованов и главный инженер проекта Татьяна Несвит рассказали о побочных явлениях, которые несет существующий ныне документ 1989 года. С новой градостроительной конституцией возможно появление новых жилых районов на территории полей орошения, Школьного аэродрома и Шкодовой горы. Кроме того, в городе планируется возведение трех магистралей непрерывного движения "Север-Юг-1", "Север-Юг-2" и "Запад-Восток", а также новых железнодорожного и автовокзала на третьей Заставе. Район железнодорожного вокзала превратят в деловой центр, а пути, которые ведут к вокзалу, перенесут под землю.
Выслушав доклад, мэр Геннадий Труханов заявил, что этот день войдет в историю города, потому что власти впервые подошли так близко к принятию Генплана. В свою очередь депутат Георгий Селянин предложил дать слово секретарю общественных слушаний и муниципальной согласительной комиссии Сергею Диброву, но градоначальник отказался.
– Во время разработки документа провели немало общественных слушаний, на которых мог высказаться каждый, все замечания общественности были услышаны, – отрезал мэр.
Возмущения Селянина не приняли во внимание, и члены исполкома единогласно одобрили новый Генплан, который вынесут уже на сегодняшнюю сессию горсовета. На самом деле, Диброву было что сказать, ведь разработчики не учли много пожеланий согласительной комиссии.
Против чего выступают общественники
1. Склоны без парка
Одним из вопросов, который вызывал наибольшие споры, является вопрос застройки склонов. Согласно документу 1989 года территория площадью 200 га, которая находится на склонах от Ланжерона до 16-й ст. Большого Фонтана, имеет статус парка "Юбилейный". А в новом варианте документа парка нет в помине, его только должны создать в ближайшие 15-20 лет. Более того, судя из текста, внесенного в пояснительную записку, площадь парка может быть уменьшена.
2. Зеленые зоны могут застроить
Не менее значимым пунктом является сохранение зеленой зоны. Разработчики Генплана заявили, что увеличат площадь насаждений в два раза, но в то же время в документе сквер имени профессора Чумака на Генуэзской из зеленой зоны превратился в зону общественной застройки. Аналогичная ситуация наблюдается и в других местах, тем временем чиновники уверяют, что насаждения появятся на новых территориях. При этом если у застройщика уже имеется разрешение на строительство, то он сможет возводить объекты на месте растущих деревьев.
3. Реконструкция Французского бульвара
Не решается в новом Генплане проблема транспорта. Например, вместо сохранения имеющейся протяженности трамвайных путей (89 км) и дальнейшего развития сети электротранспорта разработчики сокращают протяженность путей до 72 км. Зато проектировщики решили построить дорогу, которая свяжет Молдаванку и проспект Шевченко. Магистраль будет проходить между парком Преображенский и стадионом "Краян" – по старому городскому кладбищу, что противоречит не только этике, но и закону. Непонятной выглядит и ситуация с Французским бульваром, который входит в исторический ареал, однако на него давно заглядываются, как на многополосную магистраль. В текстовой части Генплана записано, что реконструкция проезжей части исключает ее расширение и сохраняет историческое мощение. Однако на чертеже Французский бульвар указан как "реконструируемая трасса районного значения".
4. Стройки у воды
Еще одним острым моментом является застройка прибрежной полосы. По закону 100-метровая зона от уреза воды должна быть водоохраной и строить там запрещено. Однако разработчики, похоже, забыли об этом и провели границу водоохранных зон практически вдоль моря – по границе будущей набережной. Что подразумевает собой условное название, пока неясно, однако набережная может стать предметом застройки и существенно уменьшить пляжи.
5. Новострои в историческом центре
Не менее важным для города вопросом является сохранение исторического центра. Еще в 2008 году Кабмин утвердил "Историко-архитектурный опорный план", в котором определил ограничения для строительства в центре города. Здесь запрещена реконструкция, а вместо нее предусмотрена реставрация памятников архитектуры с сохранением их внешнего вида. Но разработчики Генплана нашли лазейку для застройщиков и постановили, что новые площади в центре города могут появляться за счет "замены непригодного и малоценного фонда". Это значит, что при необходимости старинные здания будут сносить, доводя до непригодного состояния (тому примером дом Руссова), и строить на их месте новострои.
|
Мнение за
"Город должен получить важнейший документ"
Сергей Дубенко, советник городского головы:
– Разработчики Генплана приняли более 50 предложений согласительной комиссии, которая состояла из общественников и чиновников. В нашем городе есть группы людей, с большими деньгами, которым невыгодно принятие документа, им заинтересовать несколько общественников не проблема. Заметьте, ни один депутат или политическая сила, даже оппозиционная, не высказались против Генплана, а это уже говорит о многом. Я надеюсь, что город получит этот важнейший документ и у нас прекратится застройка склонов, многоэтажное строительство в частном секторе и другие бесчинства.
Мнение против
"Разрешают бесконтрольную застройку"
Сергей Дибров, секретарь общественных слушаний:
– В процедуре принятия Генплана заложена возможность разрешить абсолютно бесконтрольную застройку всей территории города, без каких-либо ограничений. Если за него проголосуют, Одесса потеряет все охранные зоны и юридических оснований изменить это не будет. Городская власть не может этого не знать, поэтому я делаю вывод, что все делается умышленно. Этот документ очень нужен мэрии, я не исключаю такого развития событий, что во время принятия документа несогласных депутатов могут выводить в отдельные кабинеты, чтобы проводить с ними воспитательную работу.
Из истории вопроса
Принять новый Генплан Одессы пытаются с 2002 года. Именно тогда был заказан проект документа, а в 2003-м утверждена его концепция. Разработка длилась с 2005, и в 2008 году его впервые представили на общественные слушания. Когда жители узнали, что документ предполагает застройку частного сектора, в городе начались протесты, и принятие Генплана было отложено. После этого градостроительную конституцию несколько раз дорабатывали и попытались принять в 2010 году в каденцию Эдуарда Гурвица. Но тогда эта голосование было сорвано оппонентами политика. Следующим, кто пытался принять документ, стал Алексей Костусев, но документ дважды был снят с сессии – в 2011 и 2013-м годах из-за протестов общественности. За это время прошло более десяти общественных слушаний по Генплану, что является рекордом для украинских городов.