Мы позвонили исполнительнице роли Аксиньи в старом фильме Сергея Герасимова - актрисе Элине Быстрицкой - с вопросом, нравится ли ей новая киноверсия произведения Шолохова?
- Я смотрю фильм. Но не хочу давать свои комментарии. Это должен делать зритель, - ответила Элина Авраамовна. - Бондарчук - большой мастер. В нашем фильме Герасимова он мечтал сыграть Григория Мелехова, но режиссер выбрал другого актера.
- Говорят, исполнитель роли Мелeхова Петр Глебов, ваш партнер по съемкам, вам с первого же дня очень не нравился. Но это устраивало режиссера, говорил, мол, если не равнодушна, значит, сыграет.
- Мне сейчас не хочется никого хвалить или ругать. И неправда, что новый фильм мне не понравился.
- По-моему, Аксинья в вашем исполнении больше похожа на казачку, а в новом - она, скорее, иностранка, красавица, но не героиня Шолохова!
- Это ваше мнение, а я не даю комментариев.
- А правда, что вы поправились специально для своей роли Аксиньи на 15 килограммов, чтобы носить воду на коромысле, как выражались казаки, «бедрами»?
- Да. Обо всем я уже написала в своей книге «Встречи под звездой надежды».
- Еще я слышала, что на роль Аксиньи, кроме вас, пробовалась Нонна Мордюкова, которую не взяли. И потом пошел слух, что вас, неизвестную актрису из Вильнюсского театра, Герасимов выбрал, потому что вы ему приглянулись как женщина?
- Я даже обсуждать это не буду. Это чушь. А утвердил меня на роль Михаил Шолохов.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
МНЕНИЕ КИНОКРИТИКА
Лучше бы ЭТО оставалось в итальянских сейфах
О фильме «Тихий Дон» правильнее было бы вообще ничего не писать. Из уважения к заслугам постановщика «Войны и мира», «Ватерлоо» и «Они сражались за Родину». Он так мечтал об экранизации шолоховской эпопеи, что, борясь с преградами на своем пути, отодвинул в сторону сам здравый смысл. Снять «Тихий Дон» во времена развала советского кино на деньги государства (а значит, на родном языке и с российскими актерами) не представлялось возможным. Но и снимать национальный эпос с актерами зарубежными на деньги итальянского продюсера тоже было нельзя. 15-летняя несчастливая история с «пропавшими» материалами картины - тому подтверждение.
«Тихий Дон» мог остаться легендой, продолжай он пылиться где-нибудь в итальянских сейфах. Но Федор Бондарчук честно выполнил свой сыновний долг, доведя до конца изначально обреченный отцовский труд. Получиться не могло ничего, кроме душистой развесистой клюквы. Чудовищно сыгранной и открыточно снятой мелодрамы, скользящей по поверхности сюжета знаменитого романа. Можно долго издеваться над англичанином Рупертом Эвереттом (прекрасно справляющимся с ролями оскаруайльдовских джентльменов и подружек Мадонны) в виде Гришки Мелехова. Но кино - искусство режиссера, и Руперт ни в чем не виноват. Так же, как и другие - наши и не наши - актеры.
Фильм делался с прицелом на международную телеаудиторию - в жизни не слыхавшую о Шолохове и с трудом выговаривающую имя Аксинья. Но мода на русскую дикость давно в прошлом. Нашему же зрителю, несомненно, останется куда милее и ближе старая трехсерийная экранизация «Тихого Дона» Сергеем Герасимовым. И старые шедевры Сергея Бондарчука, чье величие нисколько не умаляет его посмертный провал.
Стас ТЫРКИН, кинообозреватель «КП»
|
А В ЭТО ВРЕМЯ
Прелестная история о телевизионных нравах стала известна «КП».
За день до премьеры «Тихого Дона» извечный конкурент Первого канала - «Россия» - поставил в прайм-тайм фильм «Лучший друг». Главные роли в нем играют Мадонна и Руперт Эверетт. Герой Руперта, как и сам актер, гомосексуалист (на этом построен весь сюжет) и по ходу картины занимается сексом с мужчинами.
Вероятно, это был вполне осознанный «подарочек» конкурентам: зритель, который посмотрит «Лучшего друга», уже точно никогда не сможет поверить в Гришку - Эверетта.
Нам неизвестно, какие именно ответные действия предпринял Первый канал, но «Лучшего друга» с эфира в последний момент сняли. Вместо него канал «Россия» показал картину с символичным названием «Покаяние».
МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ
В России у такого фильма не было шанса
Все люди старше тридцати - даже те, кто не осилил четырехтомный роман Шолохова - видели фильм Сергея Герасимова. Все с детства знают: Аксинья должна выглядеть, как Быстрицкая, а Мелехов - как Петр Глебов. И никак иначе. Шаг влево, шаг вправо - и взрослый зритель сразу морщится: фу, дрянь, голливудчина. Еще до премьеры, увидев только кадры рекламных роликов, все заранее для себя решили: Аксинья нонешняя не та, что давешняя; Григорий и не Григорий вовсе; казаки не так скачут и хаты не так стоят.
Но вот интересно: а что подумают о новом «Тихом Доне» наши дети, которые воспитаны как раз на голливудском кино, а вовсе не на Герасимове? Им совершенно плевать, что у Григория фуражка надета не совсем так, как носили в 1914 году. Им нужно зрелище. Они так привыкли. И Бондарчуки вполне в состоянии им это предоставить: Сергей Федорович был суперпрофессионалом, да и его сына бездарностью никак не назовешь. Денег в новый фильм вбухано немерено, декорации - роскошные, актеры красивые.
Покажите детям этот фильм, а потом - старую версию Герасимова. Очень сомневаюсь, что они предпочтут классический вариант...
Сергей ЧЕРНЫХ
КСТАТИ
Мордюкова, не получив роль Аксиньи, хотела покончить с собой!
Нонна Мордюкова в своих воспоминаниях признавалась, что очень рассчитывала на роль Аксиньи. Мордюкова была выпускницей курса, который вел Герасимов. И ее дипломной работой была именно Аксинья, ее игру Герасимов оценил на «отлично», потому Нонна была уверена, что учитель возьмет ее в свой фильм.
По словам Мордюковой, то, что на роль утвердили Быстрицкую, для нее было таким ударом, что она едва не наложила на себя руки. А позже, встретив Быстрицкую на одной из кинотусовок, при всех ей сказала: «У, проклятая, сыграла все-таки».
Не Шолохов, а «мыльная опера» для иностранцев
Народ обсуждает самую громкую телепремьеру последних месяцев
Посмотрев первые серии «Тихого Дона», зрители бросились обсуждать увиденное в интернет-форумах. Мы публикуем первые отклики с сайтов - http://www.kp.ru/, http://www.kino-teatr.ru/ и http://www.kinoforum.ru/
Татьяна, 18 лет (Санкт-Петербург):
А мне сериал понравился! У фильма была тяжелая судьба, и то, что он вообще вышел, само по себе подвиг! Федор - молодец! И актеры там замечательные. Может быть, этот «Тихий Дон» и не сравнится со старым вариантом, но зато молодым его смотреть куда интереснее.
Елена (Москва):
Фильм снят очень красочно! Но Федор Бондарчук с озвучанием поторопился. Ни Гармаш, ни Суханов совершенно не подходят для этих ролей. «Озвучка» сильно режет слух, какая-то не родная!
Светлана (Сургут):
Игра актеров, как в мексиканских сериалах, не вжились они в роль. Не художественный фильм, а «мыльная опера»...
Rondo (Москва):
Как ни странно, вторая серия понравилась больше. Эк Григорий-то глазом сверкал! Прямо-таки по-разбойничьи. Но «тонкая кость, голубая кровь» - это никаким чубом не спрячешь. Казаки-то покряжистее...
Вообще есть очень удачные моменты, сцены «на нерве». Но в целом не получилось, не сложилась картинка.
Евгения:
Мне фильм не понравился. Взять на роль донских казаков итальянцев - просто смешно. Я не собираюсь умалять авторитет Бондарчука-старшего, но фильм явно неудачный.
Татьяна:
Фильм действительно снят для иностранцев. Русскому человеку это смотреть невозможно! Я думаю, что если бы продюсеры были наши и Бондарчук снимал этот фильм для нашего телевидения и с нашими актерами, фильм получился бы намного лучше. Жалко, что тогда в России не нашлось денег для великого Мастера!
Людмила:
Я - потомственная казачка, родилась и выросла на Дону. Фильм - жалкая пародия на жизнь и характер казаков. Обидно, что такой мастер ничего не понял в этом народе, не раскрыл его душу. Даже природа украшена до неузнаваемости. Краски Дона намного беднее, вся красота - в донской душе.
Тарас:
Разочарован. Дело не в том, как зачесан чуб у киногероя. У него мозги не так «зачесаны». Чужак казака не сыграет! Старый Пантелей вообще получился опереточным. Зря картину вернули в Россию, нет в ней русского духа!