Алексей Грацианский спас из блокадного Ленинграда более шести тысяч детей

20 марта исполнилось 110 лет со дня рождения летчика-испытателя.

Грацианский принимал участие в испытаниях бомбардировщика Пе-2.

Алексей Грацианский за свою жизнь пережил три войны, революцию, застал перестройку. Его жизнь была полна преград и достижений. 

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АВИАЦИЕЙ

Родился Алексей Грацианский в 1905 года в Киеве в семье учителя русской словесности. В этом городе и провел детство и молодость. Алексей рос, наблюдая за революционными открытиями в авиаотрасли, которыми в то время была богата история Киева.

Так, когда Грацианскому было 5 лет, профессором Киевского политехнического института Кудашевым был создан первый летательный аппарат, который 23 мая 1910 года поднялся на высоту два-три метра и преодолел расстояние более ста метров. А через две недели, 6 июня, в воздух поднялся аэроплан 1 русского инженера Гаккеля, который 1 пролетел по прямой на той же высоте уже 1 более ста пятидесяти метров.

Но наибольший эффект произвел на мальчика (да и всех киевлян)  полет 16 июня того же года моноплана студента Киевского политехнического института Игоря Сикорского, поднявшегося на высоту двенадцати-тринадцати метров.

Через год, 17 мая 1911, в воздух поднялся аэроплан С-5 Сикорского. И на следующий день после этого полета газета "Киевлянин" сообщала своим читателям: "Лица всех присутствующих светились радостью и восторгом от совершенного".

В  1914-м в небе  Киева появился прилетевший из Петербурга четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец" Сикорского. Этот чудо-корабль приземлился недалеко от того места, где жила семья Грацианских. Несколько дней подряд толпы народа осаждали аэродром, чтобы полюбоваться самолетом, который мог взять на борт полторы тонны полезной нагрузки и перемещаться со скоростью 150 км/ч на высоте две тысячи метров. Все были в восторге от необычной машины. Вот почему можно с уверенностью утверждать, что Алеша Грацианский уже тогда твердо решил стать летчиком.

"Илья Муромец" Сикорского приземлился неподалеку от дома Грацианского. Фото: соцсети. 

Когда парню исполнилось пятнадцать лет, родители устроили его учеником слесаря на завод "Ремвоздух-6", где ремонтировали иностранные авиационные моторы разных марок. Через год, в  мае 1921 года, Алексей получил направление от комсомола на учебу в Киевский политехнический институт. Так Грацианский стал студентом механического факультета, на котором еще не так давно учился сам Сикорский.

СТУДЕНЧЕСТВО

Вскоре на факультете ввели авиационную специализацию, и Грацианский решил учиться на инженера-самолетостроителя. Параллельно он записался в планерный кружок, где принимал участие в строительстве планера КАИ-1.

В  1924-м году  Грацианский принимал участие в крымских всесоюзных планерных соревнованиях, на которых команда киевлян добилась больших успехов. Там он познакомился с будущими авиаконструкторами - Туполевым, Ильюшиным, Яковлевым, Гуревичем, которые, как и он, пробовали свои силы в планеризме.

Большое влияние на Алексея оказал конструктор первых пассажирских самолетов Константин Калинин, в конструкторском бюро которого с января 1926 года Грацианский проходил практику. В этом КБ Грацианский работал инженером-аэродинамикам и ведущим конструктором самолета К-3.

Весной 1928 года Грацианский защитил дипломный проект по специальности инженера-механика по самолетостроению. И в том же году окончил Харьковскую школу летчиков.

ПОКОРЯЯ НЕБО

Окончив учебу, Алексей принял сложное решение стать летчиком, не отказываясь от конструкторской работы, занявшись летно-испытательной работой в КБ Калинина. Участвовал в испытаниях самолетов К-4, К-5, К-6, К-9, К-10.

Так, в 1928 году на К-4 он совершил перелет по маршруту Харьков - Москва - Иркутск - Харьков. Через три года, осенью 1931 года, на К-5  он совершил еще один сложный перелет по маршруту Харьков - Ростовца-Дону - Минеральные Воды - Красноводск- Ашхабад - Самарканд - Ташкент - Оренбург - Самара - Пенза - Харьков.

Третий его маршрут  проходил через Харьков,  Киев, Житомир, Винницу, Одессу, Николаев, Херсон, Запорожье, Макеевку, Краматорск и Харьков.

 С января 1934 года Грацианский преподавательской работе в Московском авиационном институте, где читал вектор движения лекций по конструкции и проектированию самолетов.

К-7

Грацианский был летчиком-дублером и одновременно с этим – исследователем в создаваемом в КБ Калинина крупнейшего в стране семимоторного самолета К-7, который должен был брать на борт сто двадцать пассажиров и двенадцать членов экипажа.

Опытный образец этого воздушного судна был построен в конце июля 1933 года. Заводские летные испытания поручили Михаилу Снегиреву. Они длились три недели. Были обнаружены и устранены дефекты. Осталось выполнить еще один полет на максимальной скорости вблизи земли, который назначили на воскресенье 21 ноября 1933 года.

Причины аварии К-7 так никто и не узнал. Фото: соцсети.

- В два часа К-7 прошел над мерной базой на стометровой высоте с максимальной скоростью. Снегирев снова повел машину над этим участком. Вдруг самолет стал резко снижаться. Через мгновение он ударился о землю, на крыле появились языки пламени, черный дым. Я на своем самолете сопровождения К-5 сразу же приземлился рядом с упавшим К-7. Когда мы к нему подбежали, то увидели, как два члена экипажа отчаянно прорубают топорами обшивку центроплана, чтобы проделать лаз для людей. Раздобыл топор и я. Мы прорубили еще одно отверстие и сумели вытащить из огня четырех человек. Из двадцати участников полета пятнадцать спасти не удалось, - вспоминал после Грацианский.

Установить причину катастрофы так и не смогли. В НКВД подозревали диверсию. Началось следствие, посыпались доносы. Гибель самолета-гиганта, с которым Константин Калинин связывал немало надежд, обострила у него болезнь сердца, и он надолго слег в постель. Карательные органы незадолго до войны арестовали конструктора и расстреляли его как врага народа...

ПОЛЕТЫ НАД АРКТИКОЙ

Грацианский остался перед выбором, что делать дальше. И он решил перейти в Полярную авиацию, где  совершал регулярные полеты от Байкала до побережья Северного Ледовитого океана. 

Алексей принимал участие в поисках пропавшего самолета известного летчика Леваневского. При этом Грацианский продолжал поиски дольше всех остальных, однако и ем пришло время отступить. И Арктика навсегда скрыла от нас тайну гибели экипажа Леваневского (Читать больше: Загадка последнего полета любимого пилота Сталина).

В течение следующих двух лет Грацианский осуществлял ледовую разведку и оказывал помощь в проводке караванов судов, обслуживающих самые труднодоступные районы Заполярья. К этому времени он уже был признан одним из опытнейших летчиков нашей страны, за что вскоре награжден орденом Ленина.

СПАСАЛ ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДА

В февраля 1940 года Алексея пригласили на встречу в Кремль. Руководитель одного из крупнейших авиационных заводов страны Василий Окупов предложил летчику снова перейти на работу по испытанию новых самолетов. Грацианский сразу же согласился. На новой работе его привлекли к испытаниям нового пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Там, на заводе, его и застала война.  В военное время Грацианский занимался не только исследовательской работой, но и время от времени доставлял  в блокадный Ленинград продукты. Оттуда Алексей старался вывезти как можно больше голодающих детей. По официальной статистике, летчик доставил из города около тысячи малышей и более шести с половиной тонн серебра, в котором так остро нуждалась авиационная промышленность.  

Летчик вывез из блокадного Ленинграда более шести тысяч детей. Фото: соцсети.

А после 1945-го Алексей началась так называемая "холодная война". Работы у Грацианского стало еще больше.  В конструкторском бюро Туполева  в 1947 году был построен двухмоторный бомбардировщик Ту-12 с первыми отечественными турбореактивными двигателями РД-45.

Летные испытания самолета проводил Грацианский. Во время испытаний машины в одном из полетов от турбины одновременно оторвались две лопатки. К счастью, они находились на противоположных концах диска турбины и поэтому возникшая при разрушении вибрация двигателя оказалась ниже критической.

В другом полете на большой высоте за облаками отказали оба генератора, потом две бустерпомпы и, наконец, двигатели. Пришлось идти на вынужденную посадку, которая тогда произошла благополучно.

Затем Грацианскому пришлось провести проверку работы этих же двигателей на больших высотах. Решение задачи усложнялось тем, что на Ту-12 кабина была еще не герметическая и пониженное атмосферное давление сказывалось на экипаже.

После сорока пяти дней непрерывных испытаний, подтвердивших надежды создателей РД-45, врачи запретили Грацианскому летать, так как, по их мнению, у него перетрудилась сердечная мышца.

Однако Грацианский не сдался: он уехал в один из санаториев на Кавказе, там поправился и вскоре снова был допущен к летным испытаниям.

С 1950 года Грацианский стал работать в ЛИИ. За годы, проведенные в институте, им были выполнены такие важные и ответственные исследовательские работы, как полеты на стратегическом четырехмоторном самолете ЗМ, на фронтовом двухмоторном бомбардировщике Ил-28 и летающей крепости Ту-4.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРОВЕЛ В КИЕВЕ

Грацианский покорял небеса более 30 лет. За это время он освоил шестьдесят типов самолетов, провел полные летные испытания девятнадцати опытных и модифицированных воздушных судов.

Работал на различных заводах авиационной промышленности, испытал более тысячи серийных бомбардировщиков и налетал безаварийно свыше десяти тысяч часов.

В 1957 году ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Кроме того, за вклад в освоение Арктики Грацианскому присудили степень кандидата географических наук. Он был награжден и двумя орденами Ленина, десятью медалями, среди которых "За оборону Ленинграда" и "За оборону Москвы".

Грацианский (слева) и Арцеулов. Фото Мемориального музея Жуковского.

А в апреле 1958 года Грацианский получил назначение в Киев на должность заместителя Генерального конструктора по летным испытаниям самолетов. В этом качестве он проработал до 1968 года, после чего перешел в отдел технической информации.

В последние годы своей жизни Грацианский написал три книги: "Очерки по истории развития авиации в СССР", "Уроки Севера" и "Полет среди молний".

 Умер великий летчик и конструктор 20 января 1987 года. Похоронили его в Киеве, на Байковом кладбище.