(Окончание. Начало читайте здесь>>
и здесь>>)
В номерах нашей газеты за 26 и 27 февраля мы рассказали о наиболее массовой организации - Украинском реестровом казачестве (УРК) и его создателе Анатолии Шевченко, под началом которого оказалась одаренная орденами и звездами на погонах чуть не вся номенклатурная элита страны, а также о том, почему УРКовцев на местах иногда непочтительно именуют «урками». Побывали в Крыму и убедились: пророссийски ориентированные казаки на полуострове - заметная сила, особенно когда дело доходит до столкновений с татарами.
Однако картина оказалась бы неполной без Запорожья, где громко заявили о себе наследники сечевиков. К тому же многочисленных лидеров казачества, отнюдь не испытывающих братской любви друг к другу, вскоре ждало испытание: первый в истории Украины объединительный съезд. В подготовке съезда принимал участие Секретариат президента…
Сила есть, права - получим
…У меня тоже возникло ощущение, будто прежде мы уже были знакомы. Но интрига держалась до конца.
Верховный атаман Союза казаков Украины «Войско Запорожское» Александр Панченко организовал встречу корреспондента «Комсомолки» по высшему разряду.
- «Батька» давно ждет! - приветствовал меня у таблички «Генеральная канцелярия» бравый, в «рюмочку» затянутый часовой - подъесаул Александр Патаман.
Сопровождаемая еще несколькими казаками в мундирах, похожих на милицейские (синие с малиновым кантом), по коридору, увешанному снимками, где улыбались друг другу Кучма и Путин, я последовала в просторный кабинет и доложила о цели визита.
Грузный, в серой смушковой папахе, надвинутой на лоб, верховный атаман молча указал рукой на стул. Тут дверь скрипнула и чередой, друг за другом, в помещение стали входить, очевидно, ближайшие соратники «батьки» - навскидку десятка полтора. Иные держали под мышкой фотоальбомы. Другие - нагайки.
- Совпадение. Мы всегда собираемся по четвергам, - пояснил причину кворума Александр Владиславович. - Что, думаете, показуха, рояль в кустах?
Ничего такого я еще не успела подумать, кроме одного: не жарко ли ему в помещении, при горячих батареях, в шапке?
Спустя пару часов беседы масштабы деятельности «Войска Запорожского» казались мне по-прежнему необъятными. Фотографии и видео прилагались. Здесь своими силами и средствами восстанавливали храмы. Ставили памятники - например, крест атаману Сирко над рекой Волчьей, а рядом высаживали дубовые рощи:
- Будет у каждого достойного казака родовое дерево!
Поднимали кранами старинные надгробия на казацком кладбище в Новониколаевке. Стерегли заповедную Хортицу. Сколько же проводили спортивных и культурно-массовых мероприятий - и вовсе сосчитать невозможно. Только в Запорожской области (а «Войско» имеет областные подразделения - паланки почти во всей стране) действуют восемь школ джур и семнадцать специальных дружин по охране порядка, включая те, что добровольно несут службу вместе с пограничниками на суше и на море возле Геническа.
Этот момент выглядел столь впечатляюще для официальных «силовиков», что на днях министр МВД Юрий Луценко даже прислал губернатору Запорожской области письмо - рекомендую, мол, заложить в местный бюджет статью расходов на казачество. Атаману Панченко передали копию, и он цитировал не без гордости:
- Техническое перевооружение обещают: рации, автосредства, материальную поддержку. Что ж, разумно… Армия деморализована, милиция признает: без нас, особенно в сельской местности, наступит полный беспредел. А казаков народ уважает на ментальном уровне. Да и вид нагайки подстегивает, так сказать. Мы, очень специфическое сообщество мужчин, застоялись в коротких штанишках общественно-патриотической организации!
Эрудированный, с повадками лектора, он говорил долго, обстоятельно, пристукивая ладонью с перстнем по столу, не особо поощряя реплики из «зала»:
- Так, тихо!.. Суть вопроса не в этом. Наши идеологические расхождения налицо, но надо быть готовыми к великому социальному компромиссу с государством. Иначе навсегда останемся фольклорным довеском.
Впрочем, соратники и без того смотрели «батьке» в рот, будто завороженные. Как завернет цитату из Фейербаха! Александр Владиславович, бесспорно, пользовался авторитетом в своей среде. Недаром его дважды переизбирали на должность даже после тюрьмы и преследования по статье.
С этим атаманом не приходится тужить
Я попыталась сформулировать бестактный интерес: за что Александра Панченко два раза ударила судьба?
В 1998-м пресса и телевидение сообщили дурную весть: атамана «Войска Запорожского» поймали на взятке - помеченных милицией купюрах, которые ему поднесли торговцы с рынка, охраняемые казаками от рэкетиров. (Торговцы взбунтовались: надоело платить дань хоть тем, хоть этим бандитам! А сочувствующие «батьке» источники уверяли: атаман Панченко пал жертвой провокации.) Дали Александру Владиславовичу четыре с половиной года. Но спустя примерно полсрока верховный гетман Леонид Кучма помиловал «запорожца» - за вклад в возрождение казачества и примерное поведение в колонии.
Однако в мае 2005 года фамилия Панченко вновь зазвучала с криминальным подтекстом. Ему ставили в вину хищение средств, перечисленных горисполкомом на счет «Войска Запорожского» в качестве оплаты за охрану школ от хулиганов. Атаману светило от пяти до восьми лет тюрьмы.
Вторично Александр Владиславович не дал упрятать себя за решетку - отправился к побратимам на Дон и в Москву. Розыск длился больше года - до тех пор, пока не предоставили политического убежища в России, а после и вовсе закрыли дело за неимением доказательств. (Говорят, о Панченко ходатайствовал лично посол РФ в Украине Виктор Черномырдин, генерал и орденоносец украинского казачества. Также сказался успех Партии регионов на парламентских выборах 2006 года.)
Подоплеку истории, впрочем, раскрыл в печати, торжествуя, некий есаул Алексеев: с атаманом пытался свести счеты президент Виктор Ющенко! Ведь в пору оранжевой революции именно Александр Панченко оказался верным курсу, взятому на поддержку Виктора Януковича. Повел на Киев 500 лихих рубак, поставил их живым кольцом вокруг Дома правительства и не пустил туда «незаконных захватчиков власти». Даже тет-а-тет предупредил Ющенко об ответственности.
Насчет инициативы Александра Владиславовича «разогнать Майдан нагайками» я тоже читала. Увы - так ли все происходило в действительности, ответ получить не довелось.
- Ноу комментс. Это сейчас не имеет значения. Лишний раз бензином плескать… - только и произнес атаман.
Курс на большую булаву
Он был полностью нацелен на компромисс с действующей властью. Поскольку имел ум и волю - а полномочия, мандаты, «корочки», открывающие путь к реальному влиянию на массы населения, оскорбительно попадали в другие руки. Впрочем, статус помощника народного депутата-регионала Вячеслава Богуслаева, могущественного хозяина «Мотор-Сич», придавал ему уверенность в завтрашнем дне и подспорье в сегодняшнем.
Потом, по казацкому обычаю, в зале накрыли щедрый стол. Александр Владиславович прочел молитву. И, обращаясь к Хмельницкому и Сагайдачному, которые взирали из рамок со стен - Мазепу здесь не жалуют! - заметил:
- Они тоже не всегда в белых перчатках действовали…
А дальше с подколкой - вот без диктофона-то лучше! - пустился в доверительные рассказы о причинах, побудивших Ющенко обратить внимание на казаков Украины: собрать съезд и выступить на нем с речью.
- Просил для Национальной гвардии, для президентского полка самолеты-пулеметы - отказали. Армия в случае чего так просто приказ не выполнит… И тут Иван Васильевич Васюник подсказал: есть 320 тысяч (такова примерная численность казацких структур в Украине. - Авт.) прекрасно организованных людей. Их можно привлечь - вас же на Хортице гетманом всей Украины избрали!
- Значит, теперь готовы служить Виктору Ющенко? Присягнете на верность?
|
Мне казалось, я иронизирую. Уж слишком извилистым выглядел путь атамана в смысле поиска высоких союзников в политике. Но Александр Владиславович и не думал кривить душой.
- Сам Ющенко аж целых три раза присягал. Даже записали: «Основывается Третий Гетманат Украины», - отмахнулся снисходительно. - Сейчас важно получить реальные права. Не разбивать на съезде тот вариант закона о казачестве, который предложит Секретариат президента, а дополнять кусками из собственных наработок. Кстати, подвижки уже налицо. И в названии документа, и в положении о том, что гетманом Украины не обязательно должен становиться президент страны. Это от Юли страховка. Если победит на следующих выборах - что ж, булаву ей вручать?! На Сечи женщин сроду не водилось! А перспективу мы видим в «ширке» - кажется, так журналисты выражаются?
…Перед тем как попрощаться, вернулись в кабинет. И Александр Владиславович, неожиданно перейдя на «ты», вдруг спросил: не вспомнилось ли чего из прошлого? Значит, ощущение давней и не особо приятной встречи посетило не только меня.
Больше двадцати лет назад я писала в газете о ровеснике, без пяти минут выпускнике исторического факультета Запорожского университета и комсомольском активисте Саше Панченко. Никогда прежде не приходилось наблюдать, как против одного человека - интеллектуала и отличного организатора - взбунтовался весь курс. «Карьерист, интриган, по трупам пойдет ради собственной выгоды!» - твердили студенты со свойственным возрасту максимализмом. Растерянно молчали комсомольские «вожди» разного уровня: Саша Панченко как ревизор находил у всех у них пороки и, умело играя на этом знании, получал от каждого все больше власти. Даже ректор университета вздохнул: «Не боитесь критиковать Панченко? Ну-ну… Парень умеет расти, заводить нужные знакомства. Кто знает, кем станет в будущем!»
Похоже, после той статьи на комсомольско-партийном поприще Александра поставили крест. Зато нынче на груди атамана Панченко сияли другие кресты: награды Украинской православной церкви (Московского патриархата) за оборону монастырей в Крыму и Почаевской лавры от «самостийныков» всех мастей…
Гоп, Рада, не журись!
Раду казачества при президенте Украины создали еще при Леониде Кучме. Потом, по наследству, она перешла к Виктору Ющенко. Орган получился скорее декоративный, нежели рабочий, зато представительный и пестрый. Лидеры казаков соборных и казаков вольных, шефы Народной академии украинского казачества и Международной федерации боевого гопака, руководители таинственной «Казачьей территориальной обороны», детской организации «Козаченьки» и товарищества имени Нестора Махно собирались редко, президента в глаза не видели, но посылали ему приветы через непосредственного начальника - секретаря Рады Станислава Аржевитина, экс-банкира и нашеукраинца.
Среди списочного состава Рады особо выделяются два персонажа: маршал Дмитрий Сагайдак, глава международной общественной организации «Казачество Запорожское» - не путать с атаманом Панченко! - и Леван Торникиевич Кения. Сагайдак славен тем, что записал в казацкие ряды чуть не сотню депутатов прошлого созыва Верховной Рады. А среди сонма наград маршала есть юбилейные медали «80 лет ВЧК-КГБ» и «120 лет И.В. Сталину».
Левана Кения, напротив, никто из атаманов вспомнить не смог, как ни старался, хоть ввели этого деятеля в Раду за значительный вклад в возрождение и развитие украинского казачества. Выручил Интернет. Дал единственную ссылку - на молодого грузинского футболиста, которого за пол-лимона евро купил немецкий клуб «Шальке»…
Меж тем близился решающий для всего казачества миг. Делегации паланок и кошей уже с января запрягали коней и заправляли «мерседесы»: собирались в Киев, в Украинский дом, на съезд. Но мероприятие согласно указу президента Виктора Ющенко, намеченное на День Соборности Украины, перенесли раз, второй, третий. Потом назвали окончательный срок - 29 февраля нынешнего года.
Тщетно я в течение недели «штурмовала» приемную заместителя главы Секретариата Андрея Кислинского - ему выпала честь готовить съезд со стороны державной власти.
Потом передала вопросы: собственно, о том, о чем написала в этих публикациях.
Андрей Николаевич на связь не выходил. Наконец секретарь в приемной объявила:
- Комментариев пока не будет. Продолжается работа над документами. Тем более что съезд еще раз переносят…
- По какой же причине? - уныло спросила я.
- По просьбам самих казаков, - уверенно ответила приемная.
Скучно жить на этом свете, господа.
Хотите это обсудить? Автор статьи Ольга МУСАФИРОВА ждет ваших звонков сегодня с 11 до 12 часов по телефону .