Писатель Терри Пратчетт: "Нам с Джоан Роулинг нечего делить"

"Самый остроумный литератор современности" умер в возрасте 66 лет. "КП" вспоминает последнее интервью, которое мы сделали со знаменитым фантастом.

Фото: REX

Разговор этот состоялся в Санкт-Петербурге накануне обнаружения у Пратчетта болезни Альцгеймера. Вскоре писатель объявил, что покончит с собой, прежде чем потеряет контакт с реальностью. В 2011-м он даже подписал бумаги о будущей эвтаназии в Швейцарии, где разрешен подобный уход из жизни. "Я живу в надежде, что смогу прыгнуть раньше, чем меня столкнут", - объяснил он свое решение.

Однако воплотить этот план ему не удалось. Он умер в Лондоне. И все последние годы продолжал работать, несмотря на резкое ухудшение здоровья - надиктовывал помощнику последнюю книгу из своего знаменитого цикла "Плоский мир".

А ведь еще недавно он освещал нас своей улыбкой, лившейся из-под фирменной бороды, и поражал остроумием, отвечая на вопросы...

- Сэр Пратчетт, признайтесь: вы когда-нибудь использовали чужие идеи в своих книгах?

- Нет, никогда. Но случается, кто-то произнесет фразу, которая натолкнет на мысль. Например, однажды мы с моим другом, владельцем книжного магазина, разговаривали о том, во что верят дети. И он сказал: "Интересно, а кто-нибудь задумывался о том, ЧТО зубная фея делает со старыми зубами?" Эта идея стала частью сюжета про Санта-Хрякуса.

- Чем закончилась ваша размолвка с Джоан Роулинг? Помнится, вы написали резкое письмо в ее адрес, когда она якобы не знала, что Гарри Поттер - это фэнтези.

- Я ждал этого вопроса! Мы с ней однажды встречались, очень мило поговорили. Я читал только первую книгу о Поттере, смотрел первый фильм. Я не поклонник Гарри, точно так же, как мне кажется, Джоан не поклонница моего "Плоского мира".

- А вам не кажется, что она именно у вас слизала некоторые идеи? Например, у вас - невидимый магический университет для одаренных детей, у нее - волшебная школа Хогвардс?

- Дело в том, что ни у кого нет авторского права на волшебников. Я знаю по меньшей мере двенадцать книг, где есть похожий сюжет. Сам жанр фэнтези диктует определенные законы. Например, у Толкиена есть гномы и тролли, и у меня есть. Украл ли я их у Толкиена? Нет! Существуют сотни и сотни книг о путешествии во времени. Воруют ли эти люди у Уэллса, который первым написал об этом? Нет. Что касается Джоан Роулинг, мы с ней работаем в одной шахте. И нам нечего делить.

- Не с вас ли она писала своего Дамблдора? Вы на него очень похожи в этой шляпе, только борода покороче!

- Ха-ха-ха! Бороду я ношу с тех пор, как она стала расти и когда я стал жить отдельно от родителей.

- Родители, наверное, советовали вам заняться какой-то более надежной профессией, чем писательство?

- Да, мама была в шоке, когда я оставил постоянную работу, приносящую стабильный доход (работал журналистом в газете. - Ред.). Она боялась, что я вообще не смогу выжить. Но успокоилась после того, как я купил дом. 

Правила жизни в цитатах

 

4 "Никогда не знаешь, что выйдет из того, что ты написал!"

4 "Грех - это когда относишься к людям как к вещам"

4 "Только сами люди могут построить себе лучший мир. Иначе получается клетка"

4 "То, что нас не убивает, делает нас сильнее! А то, что убивает, делает нас мертвыми!"

4 "Хаос всегда побеждает порядок, поскольку лучше организован"

4 "В общем, у нас большой опыт отсутствия опыта"

4 "Убийство для нормального короля - самая естественная причина смерти"

4 "Ненависть - это любовь, повернувшаяся спиной"

4 "Человек, которого можно купить, как правило, ничего не стоит"

4 "Жизнь - это привычка, от которой так тяжело отказаться"

 

СПРАВКА "КП"

Сэр Теренс Дэвид Джон Пратчетт (титул получил в 2009-м, когда королева Елизавета посвятила его в рыцари) родился 28 апреля 1948 года в английском городе Беконсфилд Бакс. Первый рассказ Пратчетта появился в школьном журнале в 1961 году. Через два года его перепечатал профессиональный журнал фантастики. В 17 лет бросил школу и занялся журналистикой. Первый роман опубликовал в 20 лет. Журналистику бросил в 30. Настоящий успех пришел в 35. Наибольшую популярность ему принес цикл сатирического фэнтези "Плоский мир". Его книг, изданных в твердой обложке, продано больше, чем у любого другого живущего ныне писателя (суммарный тираж - около 50 млн экземпляров).