Мошенники зарабатывают миллионы долларов на картинах Малевича и Гитлера

Из-за бешеного спроса авангардисты сейчас самые подделываемые художники в мире.

В кризис, когда валюта дешевеет, шедевры искусства только дорожают. Фото: globallookpress.com

В Германии начался громкий суд над бандой международных мошенников - специалистов по подделкам художников. Цена только найденных фальшивок составила 19 миллионов долларов. В кризис, когда обесцениваются валюта и нефть, шедевры только дорожают, принося своим владельцам 15 - 20% годовых. И никакой инфляции. По­этому число поддельных произведений с каждым годом растет. И чемпионы на мировом художественном рынке  - фальшивые авангардисты. 

Смотрите в бумаги - это Кандинский!

Произведения корифеев - от полотен до крохотных эскизов-рисуночков - пользуются таким бешеным спросом у коллекционеров всего мира, что фальшивки продаются влет, не успев просохнуть. Выручка - миллиарды долларов. Но и риск тоже огромен. Сейчас меч возмездия завис над тремя мошенниками международного масштаба, которых обвинили в подделке картин Василия Кандинского, Казимира Малевича, Алексея Явленского, Натальи Гончаровой и других звезд русского авангарда. Суд над ними начался в Висбадене и вызвал невиданный ажиотаж в арт-среде.

Первый след "висбаденских авангардистов" нашелся в Израиле (один из мошенников - тамошний гражданин). После сигнала от израильской полиции немецкие следователи сразу же провели обыски в квартирах, офисах и хранилищах, улики изъяли, а чудо-фокусников арестовали. Дальше ниточки следствия потянулись в Швейцарию, США, Испанию, Тунис и Россию. Доказаны факты продажи подсудимыми 19 поддельных картин.

- Подсудимые незаконным путем выручили, как мы считаем, без малого 11 миллионов евро. Продажа остальных фальшивок могла бы принести им, по оценкам судебных экспертов, еще 8 миллионов евро, - комментирует прокуратура Висбадена.

Подозреваемые - тертые калачи, знают, что доказать их вину будет сложно: клиенты расплачивались наличными. Главарь - бывший владелец фешенебельной немецкой художественной галереи, который координировал весь процесс от подделки до сбыта. 

- На все количество cоветского и русского авангарда в мире приходится только 2% подлинников, остальное - подделки, - утверждает директор "Реестра культурных ценностей" Владимир Рощин. - Возьмем, например, Шишкина - по его творчеству есть хорошие и авторитетные специалисты. А на авангард - одни васи пупкины. Все фонды того же Кандинского или Малевича находятся за рубежом - в Париже, Нью-Йорке. Вот поэтому так любят подделывать авангардистов - потому что копировать их манеру сравнительно легко и соответственно легко получить нужную бумажку от русского эксперта, который просто не может быть идеально сведущим в этом вопросе. 

Автор "Черного квадрата" Казимир Малевич, родившийся в 1879 году в Киеве, и не подозревал, что станет источником дохода мошенников всего мира. Фото: Автопортрет 

Мошенники погорели на клее

"Висбаденские мошенники" смогли выйти на международный уровень, но работы советских авангардистов - лакомый кусок и для российских аферистов от искусства. Год назад Измайловский суд Москвы приговорил художников Александра и Дину Черновых (отца и дочь) к четырем и двум годам колонии. Семейство Черновых родом из Смоленска специализировалось на подделке Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко и других. Всего они сбыли 800 подделок на 20 миллионов рублей (больше $300 тысяч), предлагая картины через интернет или отыскивая покупателей на вернисаже в столичном Измайлове. Мошенники так и не признали себя виновными, упирая на то, что не скрывали от клиентов, что продают копии. Но это обычная отмазка продавцов фальшивых ценностей. Каждая работа должна иметь историю происхождения. У Черновых была своя легенда: мы, мол, помогаем распродать коллекцию живописи пожилого дипломата по фамилии Нельсон, которая оказалась в Самарканде. Если бы не жадность мошенников, делишки удалось бы скрыть от полиции - клиенты и продавцы в таких случаях предпочитают договариваться без шума и пыли. Попались они на одном эпизоде - продали за 15 миллионов ($250 тысяч) крупному коллекционеру Виктору Карцеву сразу 150 "шедевров" начала XX века. Но дотошный покупатель заметил на изнанке полотен акриловый клей, изобретенный всего 30 лет назад. Вот на клее Черновы и погорели.

Бес подписи

Много крови коллекционерам попортили питерцы Татьяна и Игорь Преображенские, которые начинали вполне прилично - владели крупной галереей "Русская коллекция", располагавшейся в Гостином Дворе. Как-то Татьяна познакомилась с новым русским Валерием Узжиным. Узжин работал директором сети автосалонов, был богат и увлекался пейзажами XIX века. Преображенские решили, что напали на золотую жилу, и немедленно сторговали клиенту пять дорогих полотен. Надо ли говорить, что эти "самые настоящие" картины стоимостью по 4 миллиона рублей (для 2004-го огромные деньги) были изготовлены ими буквально за несколько дней. Как? Они купили на аукционе пейзажи неизвестного европейского художника того же периода по $5 тысяч за штуку, замазали подлинный автограф и подписали полотна именами русских классиков прошлого века. Кстати, подобный способ фабриковать шедевры - самый распространенный среди изготовителей фальшивого искусства - не подкопаешься ни к возрасту холста, ни к составу красок. 

ДЕЛО ФЮРЕРА

Популярная "находка" - неизвестный Гитлер

Гитлер, оказывается, в душе был романтиком: любил рисовать букеты и пейзажи. 

В последнее время все чаще "находят" акварели Гитлера - фюрер в молодости был художником, да на беду его выгнали из художественной школы. А все началось с того, что в 2006 году аукционный дом Jefferys продал 21 рисунок Гитлера за $224 тысячи долларов. Организаторы торгов утверждали, что эти пейзажи и натюрморты были написаны в 1916 - 1918 годах, во время службы Гитлера в немецкой армии в чине капрала, и обнаружены на чердаке одного из домов в Бельгии, как раз неподалеку от места его службы. Дотошные эксперты засомневались в подлинности, но доказать, что это на сто процентов фальшивки, им так и не удалось. Этот факт вдохновил многочисленных мошенников, и поэтому теперь время от времени всплывают новые неизвестные работы Гитлера - недавно несколько рисунков снова были проданы в Канаде.

КСТАТИ 

Те же яйца, только слева

В СССР Фаберже клепали прямо на Балтийском заводе.

Самыми успешными изготовителями фальшивок в российской истории остается троица мошенников из СССР: Наум Николаевский, Эдуард Зингер, Василий Коноваленко. В 1970-е годы они организовали уникальное производство поддельных яиц Фаберже. Подделывать яйца великого ювелира стали еще при его жизни, но таких высот в изготовлении фальшивок не достиг никто. Эти трое нашли всех, кто имел хоть какое-то отношение к произведениям Фаберже, - родственников и потомков мастеров ателье, выкупили у них все, что могли, вплоть до последней бумажки-эскиза. В Риге отыскали настоящие клейма. Научились подделывать даже упаковку от яиц. Сами же яйца делались на заводах - Кировском и Балтийском. Жулики доплачивали цеховому мастеру 500 рублей (при тогдашней зарплате в 200), а тот по ночам работал "на искусство".

В результате громкого процесса Зингер получил четыре года тюрьмы, Николаевский - восемь, а Коноваленко успел к тому времени умереть. Но до сих пор их фальшивки вполне легально находятся в крупнейших коллекциях мира наравне с настоящими яйцами Фаберже (цена настоящих доходит до 6 млн. долларов). Одно такое фальшивое яйцо есть даже в Музее Кремля - его когда-то конфисковали у дипломатов из Африки.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Три самые громкие махинации с полотнами мастеров 

Автор "Черного квадрата" Казимир Малевич, родившийся в 1879 году в Киеве, и не подозревал, что станет источником дохода мошенников всего мира. Автопортрет 

1. "Одалиска" Бориса Кустодиева - продана за $2,9 миллиона.

Покупателем полотна оказался российский олигарх Виктор Вексельберг. Продавал картину один из самых авторитетных аукционных домов - Christie’s, и, естественно, работа Кустодиева была снабжена всеми документами. Два года верховный суд Лондона решал, принимать ли во внимание мнение российских искусствоведов, настаивавших на том, что полотно принадлежит копиисту Кустодиева. В результате сделка с аукционным домом была расторгнута и Вексельберг вернул свои миллионы назад.

Фальшивый "Пейзаж с ручьем" Ивана Шишкина - $1,1 миллиона.

2. "Пейзаж с ручьем" Ивана Шишкина - выставлен за $1,1 миллиона.

Пейзаж, выставленный аукционным домом Sotheby’s, искусствоведы увидели еще до торгов. Картина русского художника почти полностью повторяла работу голландского живописца Маринуса Куккука, ценящегося в десятки раз ниже, чем Шишкин. Правда, на картине у голландца имелись фигурки четырех крестьян и овечек, которых не оказалось на пейзаже Шишкина, зато появилась подпись, свидетельствующая, что автором пейзажа является русский живописец.

Поддельная "Сиреневая скатерть" Марка Шагала - $500 тысяч. 

3. "Сиреневая скатерть" Марка Шагала - продана за $500 тысяч. 

На подделку попался японский коллекционер, который вместо подлинного Шагала купил отлично сделанную копию. И как тут не попасться, ведь "Скатерть" продавал известный американский арт-дилер Эли Сахай, который несколько лет назад купил ее на аукционе Christie’s за $312 тысяч, что было подтверждено документами. Только настоящего Шагала Сахай оставил себе. Погубило предприимчивого арт-дилера его же "произведение" - "Ваза с лилиями" Поля Гогена. Сахай выставил на торги подлинного Гогена, в то время как японский коллекционер решил продать своего Гогена через другой аукционный дом. Две одинаковые картины оказались на рынке одновременно, что стало поводом для расследования. Так всплыла и поддельная "Сиреневая скатерть" Шагала. 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Первый жулик - Микеланджело

Историк Джорджо Вазари рассказывал, что Микеланджело как-то раз зарыл в землю свою собственную скульп­туру "Спящий купидон", подождал, пока она там "состарится", выкопал и ловко продал под видом античной статуи кардиналу за 200 дукатов (огромные были деньги!). Сегодня даже плохонький эксперт с ходу бы определил обман с помощью технологической экспертизы: рентгена, инфра-, ультраизлучения, термического и нейтронного анализа. Но не каждый покупатель прибегает к услугам профессиональных оценщиков, чем и пользуются мошенники.