Время пришло
Ответ на почти гамлетовский вопрос "давать или не давать?" в фонде должны принять уже сегодня. И все идет к тому, что деньги таки дадут.
- В том, что ответ будет положительным, я не сомневаюсь - политическое решение уже есть, - отметил "КП" в Украине" директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
Экономист Андрей Мартынюк соглашается: деньги дадут практически со 100%-ной вероятностью. Даром, что ли, поднимали тарифы, замораживали зарплаты и урезали пенсии?
Уверенности в положительном решении добавляет и то, что, как сообщается на сайте МВФ, рассмотрение запроса Украины на выделение финансовой помощи в рамках новой программы расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF) является единственным вопросом в сегодняшней повестке дня совета директоров МВФ.
Полна оптимизма и министр финансов страны Наталия Яресько, которая по традиции поделилась радостью в соцсети: "МВФ говорит, что первый платеж, который получит Украина для достижения макроэкономической стабилизации, будет составлять значительную часть от $17,5 млрд".
Сколько-сколько?
Опять же, по традиции, конкретные цифры не называются, в связи с чем вопрос о "значительной части" остается открытым. Ведь это может быть и 4, и 5, и даже 7 млрд долларов.
- Думаю, что это будет сумма в диапазоне 5-7 млрд долларов, - предполагает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. - Поскольку свои решения фонд всегда принимает взвешенно и обоснованно, там прекрасно понимают, что $1-2 млрд нам сегодня недостаточно.
При этом нужно понимать, что деньги МВФ никоим образом не заменят продуманную экономическую политику. А это, говорит Бураковский, не только перекраивание бюджета, сокращение расходов и пересмотр налогов.
- В самом фонде по этому поводу есть четкое мнение, - отметил эксперт "Комсомолке". - Во-первых, страна должна жить по средствам. Во-вторых, необходимо проводить структурные изменения, которые в будущем позволят жить без "подпорок". Так что 2015 год будет для нашей страны годом экономического и политического выживания. А чтобы выжить, нужно не только получить деньги, но и проводить реформы.
В ТЕМУ
На что потратят
- Расчеты по долгам. По словам премьера, в этом году объем долговых платежей составит 11 млрд долларов.
- Сокращение дефицита НАК "Нафтогаз". По мнению Василия Юрчишина, часть денег будет направлена на решение проблем украинских монополистов, в число которых входит не только "Нафтогаз", но и, например, "Укрзалізниця".
- Стабилизация гривны. Эксперты одного из международных банков обнародовали свои курсовые ожидания по гривне, которые они выстроили в зависимости от объемов золотовалютных резервов. По их мнению, при объемах золотовалютных резервов (ЗВР) в 5 млрд долларов средний курс составит 30 грн./доллар, 10 млрд - 22,2 грн./доллар, а объемы ЗВР в 15 млрд практически гарантируют нам курс 17,7 грн. Однако, по мнению Игоря Бураковского, всерьез рассчитывать на последнюю цифру все же не стоит, поскольку в ЗВР пойдет только часть полученных денег.
- Рост экономики. Арсений Яценюк не раз говорил о том, что деньги МВФ обеспечат Украине экономический рост в 2016 году. Эксперты поясняют: положительное решение МВФ открывает двери для других кредитов, которые и можно будет потратить на решение различных проблем. Например, деньги Европейского банка реконструкции и развития обеспечат поддержку малого и среднего бизнеса, а средства, полученные от Всемирного банка, могут пойти на модернизацию фискальной службы.
Есть проблема
Подводные камни децентрализации
Петр Симоненко опасается, что вместо усиления роли регионов в жизни страны может произойти усиление президентской вертикали.
На всех парах готовятся новые нормы сотрудничества между центральной властью и региональными структурами. В планах - серьезные сдвиги в работе. Так, районным и областным советам обещают передать часть полномочий по распоряжению финансами и кадровыми назначениями. Новый порядок работы пропишут в Конституции, если, конечно, парламент проголосует за него абсолютным большинством голосов (для изменения статей Конституции нужно больше 300 голосов).
Вместе с тем принцип передачи власти на места одобряют многие политические силы. Но призывают не тянуть и быть осторожнее, чтобы процесс не превратился в очередную имитацию реформ. И напоминают о цене ошибки: реальная децентрализация может стать решением проблемы на востоке, а профанация вновь обострит ситуацию.
- Решения по сути децентрализации крайне необходимо принимать оперативно - это единственная возможность сохранить Донбасс в составе Украины. Также это поможет не допустить "балканизации" Украины, - говорил на одной из встреч с журналистами руководитель Компартии Петр Симоненко.
Он резко раскритиковал те посылы, которые звучат с Банковой и Грушевского. Можно говорить, считает руководитель коммунистов, что сейчас готовится не децентрализация, а усиление президентской вертикали власти. Почему так происходит, ответ простой: Киев не желает потерять контроль над финансовыми потоками. А реальная децентрализация не что иное, как формирование бюджета снизу, то есть сокращение финансовой зависимости местных громад от чиновников из центра.
Еще год назад руководители Коммунистической партии говорили, что нужно искать подход к жителям востока страны. Иначе разногласия приведут к столкновениям. К сожалению, так случилось, и теперь надо искать выход из кризисной ситуации. И именно децентрализация власти и усиление местных громад будет способствовать восстановлению мира и предотвратит расчленение нашей страны. К такому диалогу центра и регионов коммунисты призывают все политические силы и предлагают три направления децентрализации, по которым еще до выборов в местные советы необходимо найти согласованные решения.
1 Административно-политическое: расширение полномочий региональных органов местного самоуправления начиная с поселковых советов. Право громад проводить местные референдумы по любым вопросам.
2 Бюджетно-финансовая децентрализация: изменить принцип формирования бюджета, чтобы основные цифры закладывали снизу, а не спускали сверху, как сейчас.
3 Гуманитарная децентрализация: вопросы гуманитарной политики, образования, коммунального хозяйства, охраны правопорядка и т. д. должны быть переданы на местный уровень. Это позволит формировать и реализовывать такую региональную политику, которая в полной мере обеспечит учет особенностей и экономических, политических, гуманитарных интересов жителей конкретных регионов.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Единая европейская валюта продолжает снижение.
Те граждане, которые следят за курсами доллара и евро в обменных пунктах, наблюдают интересную тенденцию. Цена евро все ближе приближается к доллару. Сейчас разница между ними составляет всего 2,5 гривны. Доллар на наличном рынке вчера продавался по 26 гривен, а евро - около 28,5 гривны. Такой сравнительно небольшой разницы между этими валютами не было очень давно - евровалюта находится на одной из самых низких отметок за последние 11 лет.
Ослабление евро и укрепление доллара обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, в понедельник Европа таки запустила печатный станок. В отличие от Украины, где правительство не может обуздать рост цен, в Старом Свете проблема кардинально иная. Сейчас в Европе наблюдается дефляция, а это плохо влияет на бизнес, доходы населения и уровень безработицы. Поэтому, запустив печатный станок, европейский регулятор планирует стимулировать рост цен, а вместе с ним и экономику. Целью поставлено возобновление экономического роста и достижение годового уровня инфляции в 2%. Второй важный момент - это укрепление доллара.
Ряд аналитиков не исключают падения евро и до отметок 0,8 доллара за евро. В этом случае европейские товары для украинцев могут существенно подешеветь, а нашим соотечественникам выгоднее будет отдыхать в Европе, а не в странах, чьи валюты привязаны к доллару. Также должен подешеветь и бензин, ведь топливные акцизы привязаны к евро. С другой стороны, будет страдать крупный бизнес, который экспортирует украинские товары в Старый Свет. Из-за дешевого евро им придется снижать цены, что уменьшит поступление валюты в страну.