Столичные ЖЭКи проверяет тайный посетитель

"Комсомолка" разыскала чиновника, который негласно инспектирует работу коммунальщиков.

Когда выяснилось, что существуют две параллельные очереди, разразился отвратительный скандал. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

Когда летом подняли тарифы на коммуналку, киевляне возмущались - денег дерут больше, а качество услуг остается прежним. Каждую зиму лопаются трубы, в подъезде темно и так далее. 

Городская власть взялась контролировать работу ЖЭКов: появилась "горячая линия" по вопросам ЖКХ, проводят опрос на тему "что вам не нравится в работе ЖЭКов?". Последним ноу-хау стала работа по принципу тайного покупателя, который с десяток лет используют магазины и рестораны, чтобы проверить свой персонал. Нам удалось разыскать сотрудника мэрии, который под видом рядового киевлянина штурмуем очереди в коммунальных конторах.

Видео Олега Терещенко.

Инспектируют самые плохие конторы

Еще до встречи я думал, как же будет выглядеть тайный посетитель. Мы встречаемся возле ЖЭКа "Индустриальный". Наш герой одет в легкую курточку, джинсы, синие кроссовки - с виду обычный пенсионер. Задача тайного посетителя - проверка тех ЖЭКов, которые лидируют по жалобам за 2014 год. 

- Я прихожу сюда уже третий раз, а проблемы остаются, - косится Николай Владимирович на вывеску ЖЭК "Индустриальный". - Что ж я вам рассказываю? Сами зайдите, посмотрите, какая там очередь! 

Проверяющий пока остается на улице - говорит, иначе спугнет чиновников, которые его знают и остерегаются. 

Конец света в отдельно взятом ЖЭКе

Моя задача - действовать предельно просто: зайти, спросить, кто крайний, и слушать. Поднимаюсь на второй этаж, а там людей столько, что сложно даже протиснуться по коридору. В узком проходе столпилось примерно полсотни человек. И это за полчаса до начала приема!

- Фашисты! - эмоционально реагирует на очередь мужчина в телогрейке, который пришел следом за мной. - Вот посмотрите, что творят! Издеваются над людьми! 

Мне советуют записаться на прием и заносят в список под номером "56". Говорят, есть шанс, что до меня очередь сегодня дойдет, - мол, вчера даже семидесятый ближе к ночи смог дождаться приема. Так и стою в проходе, опершись о стену. В коридоре душно, люди на взводе, только и ждут повода для ссоры. Подходит мужчина, интересуется, когда его очередь. Тут выясняется, что в списке на сегодня его нет. И началось! Оказывается, один список был с утра, второй - появился ближе к обеду. Люди с криками бросаются друг на друга, костерят ЖЭК на чем свет стоит. Прерывает драку низкий мужской бас: 

- А давайте мы за квартиру платить перестанем! Тогда они (ЖЭКовцы. - Авт.) сами к нам домой придут! 

Очередь успокаивается, смеется. На шум выходит мастер ЖЭКа и уводит треть очереди в актовый зал писать заявления. 

До последнего клиента

К нам в очередь приходит тайный жалобщик Николай Владимирович. Берет какой-то бланк и уходит заполнять его в актовый зал. Наш герой рассказывает, что все нужно проверить на себе - в первую очередь то, как коммунальщики разговаривают с посетителями.  

- Я третий раз прихожу в этот ЖЭК, - говорит "КП" Николай Владимирович. - Претензии были такие: почему мало сидячих мест, почему не проводят прием в более просторном помещении, почему прием не начать раньше, если такая длинная очередь? И все без изменений. 

Еще один вариант, как уменьшить очередь, - разделить ее на две части. Ведь 80% посетителей приходят сейчас по поверке счетчиков воды. Кстати, мэр Виталий Кличко распорядился, чтобы ЖЭКи принимали жильцов "до последнего клиента". Звучит, как в ресторане. Коммунальщикам деваться некуда, так и работают до ночи. 

Журналист "КП" пришел в ЖЭК за полчаса до открытия и был 56-м. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО 

Директор: "Делаем, что можем"

После криков и духоты в очереди идем в кабинет директора конторы. Нас встречает мужчина в черном джемпере, с седой бородой, в очках - директор 

ЖЭКа "Индустриальный" Артур Шафаренко. Увидев нашего проверяющего, он чуть ли не подпрыгнул на месте. Дважды на коллегиях его выговаривали за очереди, назревает третий выговор. А там, может, и увольнение…   

- Мы меняем и увеличиваем дни приема, - оправдывается Артур Юрьевич, ерзая в кресле, - продлили приемные часы, вывесили объявления, как можно провести поверку этих счетчиков. 

Уходим от директора и снова застаем ту же очередь - вроде за час она совсем не изменилась. Николай Владимирович, хитро щурясь, записывает себе в блокнот несколько фраз. 

P.S. По просьбе Николая Владимировича мы не указываем его фамилии и не публикуем его фотографию. Рассказывают, был уже случай, когда в одной конторе сфотографировали нашего героя на телефон и по всем остальным ЖЭКам разослали, - мол, берегитесь, опасен. Всего же с лета уже попрощались с должностью 14 руководителей ЖЭКов. Среди самых вопиющих случаев, которые выявил тайный посетитель, был такой: в одном из ЖЭКов он застал пьяных коммунальщиков… 

КОМПЕТЕНТНО 

Петр ПАНТЕЛЕЕВ, замглавы Киевской администрации: 

- Главная задача тайного покупателя - изучить реальную работу ЖЭКов с посетителями, изучить его оценку обслуживания. По такому принципу мы уже проверили четыре района и продолжаем эту работу. После проверки проводим собрания с руководителями районов, их замами по ЖКХ, директорами ЖЭКов. Главная цель - изменения в работе с людьми, но если руководитель ЖЭКа или его подчиненные не способны обеспечить работу на результат, то кадровые решения будут приниматься незамедлительно. 

В ТЕМУ

До 1 июня на воду щадящий тариф

Срок поверки счетчиков вышел. Те, кто не успел, больше не могут платить по показаниям водомеров. Для них город обещает ввести на 2,5 месяца до 1 июня социальный тариф. Какой? В мэрии пока не определились. Слухи ходят о 10 кубах на человека. Но, скорее всего, цифра окажется меньше. 

ВАЖНО! 

Вспомнили о бесплатной поверке

Как мило, поверка окончилась, а мэрия вдруг озаботилась проблемами киевлян. На последнем заседании Алексей Резников, секретарь Киевсовета, заявил, что нужно донести до людей информацию: поверку квартирных счетчиков горячей и холодной воды должны проводить поставщики услуг бесплатно. По словам Алексея Юрьевича, требовать с киевлян деньги за эти услуги "Киевэнерго" и "Киевводоканал" не должны.

Проблема в том, что заявления чиновника ничего не значат. Действительно, "Киевэнерго" должно проводить поверку счетчиков горячей воды за свой счет, так как эти деньги заложены в тариф оплаты. А вот в счетах за холодную воду - нет. "Киевводоканал" уверяет, если Национальная комиссия регулирования электроэнергетики повысит тарифы на холодную воду, поверка будет бесплатной..