С именем Евгения Оскаровича связано становление и развитие украинской школы мостостроения. Обладая блестящим инженерным талантом и феноменальным трудолюбием, он посвятил свою жизнь строительству мостов. Кроме того, Патон много лет возглавлял созданный им Институт электросваривания, сделал серьезный вклад в развитие многих отраслей украинской промышленности.
Потомок дипломата
Родился Евгений Патон в 1870 году в Ницце (Франция) в семье русского консула. Мама будущего профессора - Екатерина Дмитриевна, урожденная Шишкова, полностью посвятила себя детям. Которых, кстати, было семеро: пять сыновей и две дочери.
Отец Евгения был суровым человеком, воспитывавший детей в строгой дисциплине. Больше всего ему претила лень. Как вспоминал позже Евгений Оскарович, девочкам еще давались поблажки, но с мальчиков спрашивалось по всей строгости.
Дома вся семья разговаривала на русском. При этом отец настоял, чтобы все дети, кроме родного языка, изучили еще французский, английский и немецкий.
Учился Евгений сначала в гимназии в Штутгарте, затем на инженерном отделении Дрезденского политехнического института, известного своей мостостроительной научной школой.
- Меня привлекают не сами по себе точные науки, а возможность их практического применения. Абстрактные числа и формулы - не для меня. Другое дело - увидеть, как эти формулы и ряды цифр воплощаются в строительных конструкциях, - рассказывал позже Евгений Оскарович в одном из своих интервью.
Находясь на последнем курсе института, Патон уже начал преподавать. По окончании учебы он сразу получил приглашение работать и в вузе, и на крупнейшем машиностроительном заводе.
|
Однако Евгений хотел работать на родине, для чего необходимо было получить "свой" диплом. В июле 1895 г. он поступил на пятый курс Петербургского института путей сообщения. На протяжении учебного года он сдал 12 экзаменов по предметам, которыми различались программы двух институтов, и за 4 месяца успел подготовить дополнительно 5 курсовых проектов. По окончанию года Патон блестяще защитил дипломный проект по новой на то время методике расчета ферм на подвижные нагрузки с помощью линий влияния.
Имея два диплома, Патон взялся проектировать мосты и металлические перекрытия в техническом отделе службы путей Николаевской (позже — Петербургско-Московской) железной дороги, сочетая работу с преподавательской деятельностью.
Киев
В 1904 году 34-летний Патон переезжает из Москвы в Киев и становится деканом инженерного факультета и заведующим кафедрой мостов созданного Киевского политехнического института (КПИ), куда его пригласил профессор Зворыкин.
В следующие годы Евгений Оскарович выполнил целый ряд проектов по созданию мостов и стал крупнейшим специалистом в этой области. Параллельно он и 40 лет посвящает педагогической деятельности.
Среди проектов Патона - мост в Тбилиси, известный в Киеве пешеходный мост через Петровскую аллею ("мостик влюбленных") и многие другие.
|
Личная жизнь
По данным некоторых исследователей, Евгений Патон был женат дважды. Так, сообщается, что во время службы в армии он тайно венчался в городе Нежине (Черниговская область) на 41-летней вдовой офицера Евгенией Киселевской. Патону тогда было 23 года.
О том, что сблизило пару, и какова была их семейная жизнь, данных нет. Однако известно, что расстались они накануне Первой мировой войны, когда Патону исполнилось 43 года. После развода он подал в отставку, уехал в Крым, а затем - в Ниццу.
В Киеве Патон встретил выпускницу Фундуклеевского училища Наталью Будде. Ей тогда было едва за тридцать. Вскоре поженились и прожили вместе 37 счастливых лет. В 1917 году у них родился сын Владимир, а на следующий год - Борис, который сейчас является президентом Национальной академии наук Украины.
Умер Евгений Оскарович Патон в 1953 году. Похоронили его на Байковом кладбище.
|
Мост Патона
В 1928 году Патон познакомился с электрической дуговой сваркой. Уже через 6 лет, в 1934 году, он создал Институт электросварки АН УССР, в основу работы которого был положен принцип сочетания научно-исследовательских и инженерно-прикладных задач. Евгений Оскарович впервые в мире разработал комплексную программу развития сварочного производства. В 1939-1940 годах в его институте было завершено создание высокопроизводительной дуговой автоматической сварки под флюсом, и 20 декабря 1940 года было принято правительственное постановление о внедрении новой технологии на 20 заводах.
|
В это время рассматривался проект нового моста через Днепр в Киеве. Евгений Оскарович предложил доработать проект и при изготовлении металлоконструкций применить разработанное в ИЭС автоматическое сваривание под флюсом. Предложение было принято, и киевский Наводницкий мост должен был стать первым в мире мостом, в котором сварка швов выполнялась бы автоматами. В 1941 году были произведены первые элементы прогонных сооружений, но война оборвала эту работу. Патон вернулся к ней только в 1946 г. Работы по сооружению пятипрогонного цельносваренного автодорожного моста через пролив реки Неман были завершены лишь в ноябре 1953 года. До его открытия Патон не дожил три месяца. А мост успешно работает по сей день.
|