Представляем 14-й том. Оноре де Бальзак: «Шагреневая кожа. Новеллы»

Елена Посканная, редактор отдела «Здоровье» «КП».

Эдакая сказка о рыбаке и рыбке для взрослых и на замысловатый французский манер. Так восприняла «Шагреневую кожу» Оноре де Бальзака школьница-старшекласница, постигавшая мировую художественную литературу. Но прошло совсем немного времени, и уже студенткой я изменила свое отношение к труду этого замечательного француза. В романе я нашла глубокий смысл. Нет, автор вовсе не прячет его под наслоением слов и фраз. Бальзак, не стесняясь, делится с читателем своими мыслями о ценности жизни, превратностях судьбы, честолюбии, неискренности и жестокости светского общества.

По сей день не знаю, жалеть героя или нет. Рафаэль Валантен - талантливый и чувственный человек. Устав от тягот бытия, отсутствия денег и признания, он уже готовился свести счеты с жизнью и вдруг - в руки ему попал кусок неказистой кожи, который может исполнить любое желание! Но с каждым желанием шагреневая кожа скукоживалась, а вместе с нею таяла и жизнь обладателя.

Валантену казалось, он поймал птицу счастья за хвост. Но… ни деньги, ни статус (он получил титул маркиза) счастья и любви не принесли, да и здоровья не добавили. Ах, зачем же Рафаэль не послушал старика-антиквара!

- Человек истощает себя безотчетными поступками, - из-за них и иссякают источники его бытия… - предупредил видавший виды старец. - Мысль - это ключ ко всем сокровищницам, она одаряет вас всеми радостями скупца, но без его забот.

Увы, бальзаковский Рафаэль «мог все, но не совершил ничего». И причина тому - эгоизм. Даже на исходе жизни Валантену так и не хватило душевных качеств хоть на прощание искренне пожелать что-то не для себя, а для кого-то еще! Может, тогда и заклятие шагреневой кожи было бы снято.

На мой взгляд, по отношению к самому автору «Шагреневая кожа» стала пророческой. Бальзак, как и Валантен, был неуемно страстный во всем - и в любви, и в работе. Себя гений не жалел: иногда до 15 раз исправлял свои первоначальные тексты! Не вставал из-за письменного стола по 12-15 часов в сутки.

Под конец жизни из-за болезни Бальзак уже не мог работать и в последний год не написал ни строчки. Смертельно больному писателю уже было и не до любовных утех… Как и главному герою «Шагреневой кожи» Рафаэлю Валантену. Еще одно сходство автора и его персонажа: как и Валантен, Бальзак умер на руках искренне любящей его женщины. Правда, сам он к ней подобных чувств, увы, не испытывал. 18 лет добиваясь руки и сердца родственницы польских королей и жены украинского магната Эвелины Ганской, он стремился заполучить ее состояние. Да, можно оправдывать Бальзака, мол, всю жизнь писателя мучили кровопийцы-кредиторы, но… Знал ли, понимал ли Бальзак, что так долго отказывавшая ему Ганская сдалась и согласилась на венчание лишь после того, как узнала, что он смертельно болен? Более того, еще десяток лет после кончины писателя Ганская выплачивала его долги. Воистину, на такое самопожертвование способны лишь славянки!

Перечитав книгу вновь, я подумала, а на долго хватило бы шагреневой кожи у современного человека? Чего пожелали бы мои современники? Боюсь, что лишь не многие устояли бы перед соблазном получить все и сразу. И мораль сей повести проста - поосторожнее с желаниями!

Но в чем я ничуть не сомневаюсь, так в том, что от страстного желания пополнить свою библиотеку произведениями Бальзака ничего не убудет, зато, может быть, вам откроется еще одна маленькая тайна жизни.

Пропущенная книга еще не потеряна!

«КП» идет навстречу читателям. Если вы пропустили один или несколько томов из «Книжной коллекции «КП», их по-прежнему можно приобрести по почте, заказав вместе с очередным томом по телефону (044) 207-33-30. Точно так же, вместе с очередным томом, вы можете приобрести первый из нашей коллекции - роман Джейн Остен «Гордость и гордыня», который продавался всего за 1 гривну. За оба тома (текущий и первый) вы заплатите 19 гривен 90 копеек плюс почтовый сбор - 95 копеек. Расходы за пересылку книг берет на себя «Комсомолка».