Балетмейстер Вирский в юности подрабатывал сторожем и сушил канаты

25 февраля исполняется 110 лет со дня рождения основателя знаменитого ансамбля народного танца, который теперь носит его имя и вот уже 60 лет является визиткой Украины.

В этом году сразу два юбилея хореографа: 110-летие со дня рождения и 40-летие со дня смерти. Фото: arhiv.orthodoxy.org.ua

Большую часть жизни маэстро прожил в Киеве. Работал в Ансамбле песни и пляски военного округа, а создав в 1955 году Государственный ансамбль народного танца УССР, больше 20 лет – до самой смерти - возглавлял его. Получил звание народного артиста СССР и стал лауреатом государственных премий. Тем не менее первыми постановками Павел Вирский прославился именно в родной Одессе, будучи балетмейстером в оперном театре. 

Доводил до слез балерин

Его называют законодателем народной хореографии. Он, по сути, создал школу украинского народного танца, на которой выросло уже несколько поколений танцоров. А его знаменитые композиции "Гопак", "Запорожцы", "Мы из Украины" до сих пор украшают концертные программы.

Пал Палыч слыл строгим, но справедливым руководителем. Артисты его боготворили. Кадр из документального фильма "Павел Вирский. Такой, как есть". Фото: сайт 1tv.com.ua.

Попасть в ансамбль Вирского всегда считалось для молодых артистов большой удачей. А в советские годы его коллектив единственный от Украины выезжал за границу. Хореографу с восторгом рукоплескали принц Монако Альберт, Стравинский и Дали, а Мао Дзэдун, побывав на концерте, пригласил танцоров на четыре месяца в Китай.

- Когда мне было 16 лет, наш коллектив "Черное море" выступал на Всесоюзном конкурсе, - вспоминает председатель Одесской областной организации Национального хореографического союза Украины Ефим Коган. – Мы трепетали, узнав, что жюри возглавляет сам Вирский. Как сейчас помню – усатый солидный мужчина в костюме и при галстуке. Внешне Пал Палыч был безупречен, а о его строгости ходили легенды. Говорят, он до слез доводил балерин, вышкаливал каждое движение до миллиметра! При этом был справедливым и не скупился на похвалу.

Многие, не выдерживая нагрузки, уходили из коллектива. Те же, кто продолжал работать у Вирского, его боготворили. Руководитель переживал о судьбе каждого танцора: выбивал премии, путевки и квартиры. При этом сам мог жить в отеле и сочинять номера на полу в коридоре.

Украинский танец "Ползунец". Фото УНИАН.

Вышел из дворян

Известно, что его предки были дворянами: дед работал в банке, а бабушка воспитывалась в Институте благородных девиц. Отец-инженер хотел, чтоб сын стал математиком. Отдал Пашу в Ришельевскую гимназию, но точные науки ему не давались, зато по музыке мальчик приносил сплошные "пятерки". В тяжелые времена Павел, чтобы помочь родителям, вкалывал на стройке, собирал на море соль и сушил канаты. А еще за гроши подрабатывал в оперном театре сторожем и статистом.

С перерывами он прожил в Южной Пальмире до 30 лет. А на одесской улочке Новосельского до сих пор сохранился старинный двухэтажный дом, в котором Вирский  вырос.

- Сюда семья переехала, когда Паше исполнился годик, - добавил Ефим Коган. – Там до самой смерти жила его мать, а Пал Палыч приезжал, чтобы повидать ее.

К весне на доме, признанном памятником архитектуры местного значения, установят мемориальную доску в честь знаменитого хореографа. На ней будет высечен портрет маэстро в профиль и надпись "Тот, кто творил душой".

В этом одесском доме вырос Вирский (окна их квартиры - на втором этаже балкона). Фото: Максим ВОЙТЕНКО. 

КСТАТИ

"Папа пел мне колыбельные и читал сказки Пушкина"

У Вирского было две жены, и обе – танцовщицы. Первая супруга Ольга Максимова работала вместе с Пал Палычем в Краснознаменном ансамбле песни и пляски. В этом браке родилась дочь Ольга. Она, как и родители, выбрала культурную стезю и  преподавала в Высшем музыкальном училище имени Глиера.

- У папы были старший брат и племянник, поэтому он всегда мечтал о дочери и души во мне не чаял, - вспоминала Ольга. - Перед сном пел колыбельные и читал сказки Андерсена и Пушкина. Он был замечательным рассказчиком – ему с блеском удавались роли что  доброго волшебника, что разбойника.

Вирский всего себя отдавал творчеству, а быт его мало занимал. Так что семья жила скромно. У Павла Павловича не было ни машины, ни дачи, а когда спешил на работу, мог запросто тормознуть грузовик. На таком "такси" частенько и дочку в школу подвозил.

Вторая жена - Валерия – исполняла сольные партии в ансамбле танца у мужа. Позже была главным балетмейстером столичного танцевального коллектива "Дружба", а в зрелости преподавала в Киевском Национальном университете культуры и искусства.