Удивительные факты из жизни Казимира Малевича

Великий художник-авангардист прославился своей картиной "Черный квадрат".

История жизни Казимира Малевича.

Казимир Малевич - художник-авангардист, прежде всего известный своей картиной "Черный квадрат". Многие коллекционеры уверены, что обладать картинами Малевича - гораздо престижнее, чем иметь двадцать "Мерседесов". 

Детство

О дате рождения Казимира Малевича долго не утихали споры. Одни считали, что художник родился 23 февраля 1878 года другие – что на год позже, 1879 года.  Историки больше склоняются к другой версии, так как имеется запись в приходской книге костела св. Александра о рождении и крещении мальчика в 1879 году. Год рождения точно установили уже после 125-летия художника. Выяснилось, что празднование юбилея было заблаговременным. Поэтому у Малевича было два 125-летия.

Казимир был первым из 14 детей, однако до старости дожили только девятеро: 4 брата - Казимир, Мечислав, Бронислав, Болеслав, Антон и 4 дочери — Виктория, Северина, Ванда и Мария.

Автопортрет Малевича. Фото: Википедия. 

В детстве Казимир ничего не знал о рисовании. Однажды он отправился с отцом в Киев, где увидел холст - портрет девочки, которая сидела на скамейке и чистила картошку. Полотно оставило неизгладимое впечатление в его памяти.

С того временем Казимир стал проявлять интерес к рисованию. Заметив это, мама подарила ему на 15-летие набор красок.   Уже к 17 годам Казимир научился рисовать.

В 1895 Казимир убедил отца разрешить поступить в Киевскую художественную школу. Он успел проучиться в школе год: семья переехала в Курск.

Слева направо: Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов. Москва, 1 марта 1914 года

Семья

В 1899 году Малевич женился на дочери курского пекаря… Казимире Зглейц. Кстати, свадьба была двойной: одновременно также женился младший брат Казимира - Мечислав, который брал в жены сестру Казимиры Марию.

В 1901 году у Казимира и Казимиры родился первенец  - Анатолий (умер в 15-летнем возрасте от тифа).  А в 1905 году у них родилась дочь Галина.

Вскоре он, оставив жену и детей в Курске, переехал в Москву. Это наметило раскол в семье: Казимира не разделяла творческих планов мужа и считала творчество несерьезным занятием.

Попытка Малевича добиться успеха в Москве не увенчалась успехом. Его прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества отклонили. Он отсылал документы в училище еще несколько раз и каждый раз получать отказ.

Возвращаться к жене и детям в Курск Казимир не хотел. Он снял недорогую комнату в художественной коммуне в Лефортово, где прожил полгода. Когда деньги закончились, он вернулся в семью.

Малевич и ученики. Фото: k-malevich.ru 

Со временем размолвки между супругами участились, и, в конце концов, Казимира ушла от мужа и забрала детей. Она переехала в село Мещерское и устроилась фельдшерицей в психиатрическую больницу. Там она влюбилась во врача и, оставив детей на сотрудницу, уехала вместе с ним из Мещерского.

Когда Малевич приехал за своими детьми в Мещерское, он обнаружил, что они живут у завхоза Михаила Рафаловича. Здесь он познакомился с дочерью завхоза Софьей Рафалович, и в 1909 году они сыграли свадьбу.

Дом, в котором Малевич жил в Курске. Фото: соцсети.

София поддерживала желание Казимира заниматься творчеством, всячески опекая мужа, брала на себя бытовые проблемы и приносила основную часть заработка семьи. Казимир же это время совершенствовал свое умение рисовать.  В 1925 году она умерла, оставив Казимира с 5-летней дочкой на руках.

Через два года Малевич вступил в брак третий раз — с Наталией Андреевной Манченко (1902–1990), которая была младше него на 23 года.

Творчество 

В 1907 году состоялась первая экспозиция импрессионистских работ Малевича, где он знакомится с художниками Василием Кандинским, Давидом Бурлюком, Михаилом Ларионовым и Иваном Клюном. С этого времени вектор творчества Казимира сместился в сторону авангарда.

Малевич стал принимать участие в других выставках, был членом разных творческих объединений, представляя одну за другой свои работы. Большинство из них дошли до наших дней и выставляются в музеях Нью-Йорка, Амстердама. Также недавно их показывали в Лондоне. 

Художник сначала работал в фольклорной тематике, затем его живопись стала более монументальной. В творчестве Малевича этого периода чувствуется влияние французских фовистов. А через пару лет в картинах Казимира появилась жесткая цветная геометрия. Он открыл для себя алогизм.

В декабре 1913 года Малевич с  друзьями поставил спектакль "Победа над Солнцем" в петербургском театре "Луна-парк". Именно в это время, разрабатывая декорации, Малевич впервые использовал образ знаменитого "Черного квадрата". (Читать больше: В юности Малевич разрисовывал хаты под Харьковом )

Первая персональная выставка художника "Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму" прошла в декабре 1919 года. Вторая - состоялась в 1923 году и была посвящена 25-летию творческой деятельности.

В 1919 году он с семьей переехал в Витебск, где преподавал супрематизм до 1922 года. В эти годы художник практически не писал картины, а увлеченно работал над философскими и теоретическими трудами: "Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика", "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой" и другими. Он часто выступал с ними на конференциях.

Аресты

С 1927 года Малевич начал путешествовать с выставкой по другим странам. Во время визита в Германию он получил официальное письмо из СССР с требованием вернуться. Малевич в спешке написал завещание на случай "смерти или постоянного лишения свободы". Ряд своих работ он оставил на попечение архитектора Гуго Херинга и семейству фон Ризен. Практически все картины, которые остались в Германии, сохранились до наших дней и находятся в Амстердамском городском музее. Исчезли лишь около 15 полотен (во время войны).

Когда Малевич приехал на родину, его обвинили в измене как немецкого шпиона. Однако после месяца заключения его освободили и даже разрешили организовать выставку в Третьяковской галерее. Так как многие картины остались за границей, художнику пришлось воссоздать свои работы разных периодов.

Текст на Памятном Знаке в районе захоронения праха Малевича. 

Недоверие власти к Малевичу росло. Его персональную выставку, которая прошла в Киеве с февраля по май 1930 года, власть жестко раскритиковала. Осенью 1930-го  его обвинили в антисоветской пропаганде и посадили в ленинградскую тюрьму. Друзья Казимира помогли освободить его в декабре того же года.

После второго ареста Малевич написал картины второго "крестьянского цикла", более драматичные и эмоциональные, чем работы первой фольклорной серии. Малевич продолжал экспериментировать и создал "постсупрематические" картины, герои которых имеют плоские торсы.

Некоторые специалисты утверждают, что последний вариант "Черного квадрата" Малевич написал в 1932 году для юбилейной выставки "Художники РСФСР за XV лет". Сейчас полотно хранится в Эрмитаже.

Спроектировал свой гроб

В последние годы жизни Казимиру было сложно рисовать - чтобы не дрожала рука, он опирался на бильярдный кий. В 1933 году стало известно, что Малевич болен раком предстательной железы. Болезнь быстро прогрессировала: весь 1935 год он практически не вставал с постели.

Малевич жил бедно и даже не получал пенсию от Союза художников. Чувствуя приближение смерти, художник он спроектировал собственный супрематический гроб в форме креста. Художник попросил, чтоб его похоронили в этом гробу с раскинутыми руками.

Гроб, спроектированный Малевичем. Фото: Википедия

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года в Ленинграде. Ученики и друзья Малевича сделали гроб по эскизам художника. Похоронили его в белой рубахе, черных брюках и красных туфлях. Попрощаться с великим мастером пришло огромное количество людей. Похоронные процессии состоялись в Ленинграде и Москве.

По завещанию тело Казимира Севериновича Малевича кремировали в Москве в Донском крематории.

21 мая его прах предали земле в селе Немчиновка под любимым дубом художника. На дереве прибили доску со словами "Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича".

Деревянный памятник с черным квадратом с одной стороны, установленный на его могиле, в военные годы был разрушен, и могила была утрачена.

Памятный Знак в районе захоронения праха Малевича.