Знаменитый книгоиздатель Cеребряного века

На днях миновало 150 лет со дня рождения владельца популярнейшей киевской типографии, предпринимателя и педагога Василия Кульженко.

Василий Кульженко с женой Полиной и дочерью Людмилой. 1910-е гг.

Продолжатель отцовского дела

Василий Кульженко родился в феврале 1865-го, а годом ранее его отец Стефан Кульженко, потомок старинного казацкого рода, стал арендатором скромного книгопечатного заведения в Киеве и основал собственную фирму. В последующие годы издательство и типография Кульженко заняли в этом бизнесе лидирующие позиции. Альбомы и открытки с киевскими видами "от Кульженко", уникальные по богатству иллюстративного материала книги "Киев теперь и прежде", "Собор Св. Владимира в Киеве" и другие издания незаменимы для каждого, кто изучает историю столицы Украины. 

Вход в фирменный магазин Кульженко на Крещатике. Начало ХХ в.

Кульженко-старший ушел из жизни в 1906 году после продолжительной болезни. Своеобразным реквиемом стала посвященная ему книга "Полвека у печатного станка". Автором текста был обозначен В. С. Васильев, но за этой подписью стоял Василий Стефанович Кульженко - сын и преемник покойного издателя. Он сам страстно увлекался печатным делом, получил профессиональное образование в Лейпциге и успешно продолжал руководить фирмой, сохранившей традиционное название "Фото-лито-типография С. В. Кульженко". Как и отец, Василий Кульженко не пропускал интересных технических новшеств, применял разно­образные технологии для достижения наилучшего результата.

Журнал из любви к искусству

При горячем содействии отца и сына Кульженко в Киеве действовало специальное учебное заведение - "Художественно-ремесленная учебная мастерская печатного дела". Там готовили мастеров, достойных репутации фирмы-покровителя. Василий Кульженко не только был членом совета учебной мастерской, но и сам преподавал в ней историю полиграфии и технику книгопечатания.

Кредитный билет УНР номиналом 100 гривен (эмиссия Украинской державы 1918 г.)

Для лучшего освоения практических навыков учебная мастерская в 1909 году начала выпускать собственный журнал под названием "Искусство и печатное дело". Как оформление этого издания в духе модерна, так и его содержание, откликавшееся на актуальные вопросы художественной практики, стали заметным проявлением культуры Cеребряного века в городе на Днепре. Журнал не ставил перед собой коммерческих целей, и вскоре его редакция столкнулась с материальными проблемами. Тогда Василий Стефанович взял дело в совои руки и перенес печатание новых выпусков в собственную типографию. С 1911 года издание называлось "Искусство. Живопись. Графика. Художественная печать". Соответственно, круг освещаемых вопросов расширился, а в число авторов вошли виднейшие художники и искусствоведы Киева. Журнал популяризировал историю украинского искусства, в частности, публиковал рисунки и офорты Тараса Шевченко, изучал творчество таких мастеров-современников, как Врубель или Серов.

"Искусство. Живопись. Графика. Художественная печать" (1911 г.) 

Ценные бумаги по-украински

Одним из последних изданий Василия Кульженко стал уникальный путеводитель "Киев", подготовленный к печати в 1917 году талантливым украинским искусствоведом Константином (Костем) Шероцким. Пожалуй, впервые читатели получили настолько подробный анализ культурных сокровищ древнего города. Правда, типографское дело переживало в ту пору разруху, так что качество бумаги оставляло желать лучшего. Книга Шероцкого быстро стала библиографической редкостью, но уже в наше время немалым тиражом был выпущен ее репринт.

"Искусство и печатное дело" (1909 г.)

В период Гражданской войны Кульженко показал себя патриотом-украинцем. Его фирма успешно выполняла ответственные заказы правительства Украинской Народной Республики по изготовлению официальных бланков, почтовых марок, ценных бумаг и денежных банкнот. В разработке дизайна этой продукции участвовал замечательный художник-график, давний знакомый Василия Кульженко - Георгий Нарбут.

При советской власти уникальный опыт и познания издателя тоже пригодились: он продолжил педагогическую деятельность, одно время был профессором Киевского художественного института. Типографию у него, впрочем, отобрали, переименовав ее во 2-ю государственную (в 1941-м бывшая усадьба Кульженко на Пушкинской, 4, пострадала от пожара и потом была полностью разрушена). Василия Кульженко не стало в 1934 году; он похоронен рядом с отцом на старом Байковом кладбище под скромным неприметным надгробием. Однако из его многочисленных изданий можно было бы сложить грандиозный монумент, и благодарная память о семье Кульженко долго еще будет жить в Киеве. 

Путеводитель "Киев" К. Шероцкого. Титульный лист.

КСТАТИ

Посвящение Полине Гудаловой 

Вслед за титульным листом в том самом путеводителе Шероцкого "Киев" было помещено совместное посвящение от автора и издателя Полине Аркадьевне Гудаловой. Объяснить этот факт легко: фамилия Гудалова была сценическим псевдонимом Полины Кульженко, жены Василия Кульженко. А Кость Шероцкий тесно общался с семьей издателя и глубоко уважал Полину Аркадьевну.

Василий Стефанович женился летом 1912 года, когда ему уже исполнилось 47 лет. Жена, красивая девушка на четверть века моложе его, к тому времени окончила гимназию и училась в театральной школе, одновременно работая в музее. В дальнейшем Полина Кульженко не сделала театральной карьеры, зато стала квалифицированным искусствоведом. Она преподавала в Художественном институте, сотрудничала с картинными галереями, консультировала экскурсоводов. Но в 1941 году ей не удалось выбраться из Киева до начала гитлеровской оккупации. Чувствуя ответственность за судьбу художественных сокровищ, она приняла от городской управы назначение на должность директора Музея русского искусства. Вплоть до 1943-го Полине Аркадьевне удавалось поддерживать в музее порядок и сохранять экспонаты от разграбления. Однако перед освобождением Киева оккупанты решили вывезти фонды музея в Каменец-Подольский и велели директору сопровождать их. Потом драгоценные ящики переправили в Кенигсберг, и там они погибли при пожаре в ходе сражений за город.

Полина Кульженко после допросов у энкаведистов сначала получила возможность вернуться на родину. Однако в 1946-м ее арестовали и за "пособничество нацистам" приговорили к десяти годам заключения. Отбыв большую часть срока, Полина Аркадьевна была выпущена на свободу, но обвинения в "измене" с нее не сняли. Так и доживала свой век Полина Аркадьевна вдали от Киева, в костромском доме для престарелых, с несмытым пятном на биографии. Даже на девятом десятке лет она не теряла бодрости духа, выступала с лекциями, публиковала статьи по истории искусства. В 1982 году ее не стало, а через пятнадцать лет киевская прокуратура, пересмотрев дело Кульженко П. А., наконец вынесла постановление о реабилитации...