Обучение школьников может превратить человека в миллионера. Правда, пока подобное ожидает только одного победителя конкурса "Global Тeacher Рrize": награждать его будут 15 марта 2015 г, в Объединенных Арабских Эмиратах. Подать заявку на участие в конкурсе прямо на сайте мог как сам педагог из любой страны мира, так и коллега или ученик. Но требования к претендентам серьезные: надо "внести небывалый вклад в свою профессию". Учитывали и активность учителей в соцсетях, СМИ, которая помогала повышать престиж профессии. И то, как воспитывают детей (особое требование – чтобы они умели находить общий язык с представителями других национальностей).
Из тысяч кандидатов из 127 стран пока отобрали десять финалистов, среди которых, увы, нет украинцев. Из Европы – англичанин Ричард Спенсер, преподаватель биологии. Его "фишка" - авторская методика, превращающая урок в шоу. Он, словно актер, гримируется и разыгрывает роли. Школьники распевают правила, танцуют, играют в "биологические" игры.
Школа 12-летних писателей
Больше всего претендентов из США. Ненси Этвэлл превращает обучение языку и литературе в школу юных писателей. Ее способы привели к тому, что подростки в ее классах читают в 4 раз больше за год, чем среднестатистические дети в стране. Кроме того, она создала в каждом кабинете школы огромные и яркие библиотеки, включающие десятки тысяч книг, которыми ребята с удовольствием пользуются.
Наоми Волейн делает ставку на экскурсии. Ее занятия проходят на фермах, очистных сооружениях, свалках, в ботанических садах, зоопарках, пещерах, лесах, озерах, океанариумах.
Ученические фермы на крышах
Стивен Ритц преподает в школе одного из самых нищих "темнокожих" районов Нью-Йорка. Он создал своеобразные коммуны, где дети сами выращивают животных, разводят сады и работают в огородах, а из продуктов получают экологически чистое питание. Поскольку места в мегаполисе для этого не так много, все это школьники устраивают на крышах зданий или создают "съедобные стены" - из плодоносящих растений.
Уроки для отверженных
Еще половина финалистов "Global Тeacher Рrize" отмечена за социальный вклад. Скажем, Фалла Неанг успешно обучает слепых детей в Камбодже, хотя там такие ребята считаются отверженными, наказанными за преступления в прошлой жизни. Жак Каура из Кении организовал учителей страны в систему взаимопомощи. Мебель, учебники, школьная форма, санитарные средства – все это они достают и распределяют сами, не имея финансирования и не требуя денег с родителей. Азизоллах Ройеш в Пакистане обучает около 2 тыс девочек в старших классах, хотя там это не принято. Маденжит Сингх в Индонезии открывает бесплатные школы для бедных и детей-инвалидов, выпускает журнал по самообразованию. В своем издании он публикует ликбез по компьютерной грамотности и быстрому (за 3 мес) освоению английским языком.
Дети спасают от бедности
Ги Этьен из Гаити считает, что школьники учатся, когда тут же применяют знания в реальной жизни и приносят пользу другим. Так, его ученики впервые установили светофоры, создали аппараты для чистки улиц и работают над другими новшествами, позволяющими спасать одну из самых бедных в мире республик. Киран Бир Сетхи не согласилась с тем, что в Индии дети, которые становятся школьниками уже в три года, считаются "маленькими взрослыми". Она добилась принятия новой национальной программы, в которой ребенку позволено играть, развивать эмоции, а не только зубрить.