Ирина Верещук: "В борьбе с неугодными мэрами появилось ноу-хау: мусорная люстрация"

Мэр западноукраинского городка Рава-Русская Ирина Верещук ярко провела свой срок управления городом.

Мэр Равы-Русской Ирина Верещук уверена, что держава должна понять - громады самодостаточны и могут обойтись без госдотаций.

Помнится, это с ее легкой руки в разгар правления Виктора Януковича в городе появился плакат с карикатурой на тогдашнего премьера Николая Азарова, который никак не мог справиться с ямами на дороге. Оценить такую смелость могут не все.

А чего стоит обращение крошечной Равы-Русской к громадному Евросоюзу с предложением объединяться! В 2013 году, когда Кабмин резко свернул евроинтеграционный вектор, городок был готов вступить в ЕС в обход всей Украины.

Потом все как один вышли на Майдан - отстаивать свои права. Сейчас настроения в городе резко поменялись, и взрослые мужчины в складчину нанимают "Газельку", чтобы выехать на заработки в Польшу. Почему так изменились настроения и почему вместо патриотического подъема люди снова замыкаются на собственных проблемах, мы разбирались вместе с Ириной Верещук.

"Разношу повестки сама"

- Помните скандал из-за результатов мобилизации, которые озвучил советник президента? Он говорил, что Западная Украина не выполняет план по мобилизации. Это действительно так?

- Я часто собственноручно разношу повестки и, соответственно, могу делать выводы по моему городу. Мобилизация в теории и на практике отличается чрезвычайно. Я считаю, что на фронт должны идти добровольцы, которые сами приходят в военкомат. Но таких мало, и этим объясняется низкий уровень выполнения плана мобилизации.

- Сколько военнообязанных мобилизовано в вашем городе?

- Я не получаю таких данных. Правда, я не совсем понимаю, с чем это связано. У нас приграничный городок, и сотни пограничников принимали участие в АТО. Для Равы-Русской это очень много. Эти люди на виду у всего городка. Те, кто не служил, видят, как поступают с теми, кто вернулся из АТО. Видят, насколько сложно получить справку участника АТО. Они не понимают, что будет с их семьями, если с ними что-либо случится.

Люди с болью обсуждают случаи, когда в справках у погибших в АТО было написано "Утонул" или "Сам себя убил". Таких случаев не много, но даже одного достаточно, чтобы люди задумались о том, кто будет кормить их семьи.

"Большинство не понимают, что происходит"

- О патриотизме... Только единицы из получивших повестку отказываются от службы, а дезертиров практически нет. Что вы думаете по этому поводу?

- Это правда. Но большинство людей все равно не понимают, что происходит. Во времена Майдана в стране был небывалый подъем патриотизма. Люди почувствовали себя гражданами и поняли, что они способны на многое. Почему эти же патриоты убегают за границу, оформляют опекунство, чтобы таким образом укрыться от мобилизации? Государство обвиняет их в уклонении от службы. Но люди боятся. И вина за это лежит на тех, кто отдает преступные приказы, кто принимает необдуманные законы. Кто-нибудь ответил за трагедию в Зеленопольском и Иловайском котлах?

- Как это изменить?

- Конфликт не должен подогреваться, иначе есть риск, что горящая территория боевых действий расширится на центр Украины. Все понимают, что тогда это станет риском для его жизни и жизни его семьи. 

Бежать некуда. Никто нас в Европе не ждет. Даже соседняя Польша за прошлый год ни одному украинцу не дала статус беженца. Посмотрите, как кардинально и быстро меняются настроения. За один год от колоссального подъема патриотизма - к нулю. Только волонтеры продолжают свою работу, ищут гуманитарную помощь, вытаскивают из зоны АТО мирных жителей. На востоке сотни тысяч людей остались. Отрезать и забыть их невозможно. Да за такое всех политиков надо собрать в один мешок и... Я даже не представляю, что с ними надо сделать.

- Кстати, о политиках. Вы думаете, то, что сейчас происходит, - суровая необходимость или можно было поступить иначе?

- Очень сомневаюсь, что они хотели поступить иначе. Посмотрите бюджет 2015 года. Неэффективный, глубоко депрессивный и дотационный, но при этом он все равно не обеспечивает наши военные потребности.

Армия в отвратительном состоянии, военная техника полуживая. Вся страна собирает деньги на армию, все бюджетные поступления идут на армию... И что? Чем занимаются люди, которые ответственны за обеспечение армии? Я не вижу ни одного логического объяснения происходящему в стране. Правительство нам говорит о децентрализации и реформе местного самоуправления. Патриотично настроенное большинство в Раде? Оно может принять любой закон. Но ничего не происходит.

1 января мы проснулись и обнаружили, насколько обезображены местные бюджеты, у нас забрали налог с доходов физических лиц. Именно он на 75 процентов наполнял городскую казну. Фактически у нас забрали возможность содержать инфраструктуру города. Это очень напоминает узурпацию власти.

В 2013 году, когда Кабмин резко свернул евроинтеграционный вектор, Рава-Русская была готова вступить в ЕС в обход всей Украины.

Городские головы районного масштаба вскоре станут свадебными генералами

- Вы видите возможности наполнить бюджет?

- Реальных возможностей нет. Я пытаюсь объяснять, пытаюсь делать все, чтобы государство не лезло в казну местных громад. А государство продолжает забирать через казначейство средства, которые мы честно получаем в виде налогов. Мы продали земельный участок на территории Равы-Русской или сдали его в аренду, мы продали комплекс или сдали его в аренду - все это наши средства. Но их забирают в бюджет под разными предлогами. Держава должна понять, что громады самодостаточны и могут обойтись без государственных дотаций. 

- Такое настроение - забрать все в центр - было давно. Почему вы сейчас начинаете кампанию возмущения?

- 2015 год станет годом наибольшей узурпации власти, это я заявляю категорически и ответственно. С 2009 года начали забирать полномочия у местных советов, но 2015-й станет пиком уничтожения местного самоуправления на уровне села, поселка и города районного значения. Городские головы районного масштаба вскоре станут свадебными генералами.

- Но остается возможность договориться неформальным образом?

- Только попробуй с кем-то попытаться договориться - все считается коррупцией, злоупотреблением служебными обязанностями. Докажи потом, что это не коррупция, а выживание и попытка хоть как-то залатать дырки. Не раз меня уже предупреждали, что с такой жесткой позицией я плохо закончу. Меня уверяли, что против системы самостоятельно не попрешь. В нашем государстве мэр - мишень. Не нравишься ты главе райгосадминистрации, как было в моем случае, на тебя открывают уголовное производство. Тебя будут проверять все кому не лень. А сегодня в борьбе с неугодными мэрами еще ноу-хау появилось: мусорная люстрация, на которую государство вообще не реагирует. 

Уверена, через полгода начнется такое проседание местных бюджетов, что  их будут выравнивать и дотировать из госбюджета. О последствиях даже боюсь говорить.

- Вы сейчас говорите о задержках зарплат?

- Конечно, после того как отчисления в бюджет упадут. Экономика же не работает.

- Что можно сделать, учитывая существующий бюджет?

- Вопрос без ответа. Я же не побегу по городу, выбивая деньги за недвижимость? С 2016 года вступит в силу налог на акциз. Я же не буду идти на оптовые базы и требовать увеличить продажу алкоголя и табака. Мы, наоборот, боремся, чтобы дети не покупали алкоголь, пытаемся сократить продажи.

Почему в Польше, на которую мы хотим ровняться и специалистов из которой приглашаем, все наоборот? Они состоялись как нация. Они контролируют государственную власть. Поэтому люди при власти прячут личные амбиции и способны к сознательному самоограничению ради общей цели. Это система, в которую не могут попасть случайные, необразованные или неопытные люди.

КСТАТИ

Поляки не намного нас опередили

- Почему польская государственность созрела настолько раньше нашей?

- Поляки не намного нас опередили. Они в 1989 году сделали громадный шаг. У них были такие же проблемы с коррупцией, проблемы с властью в целом. Но они выбрали людей, которых оценили по профессиональным качествам, а не по количеству билбордов, громких слов, остроте вил, длине косы или по качеству окровавленной повязки на голове.

Наш народ, увы, не хочет думать, анализировать обещания и требовать их выполнения. Кого рекламируют ТВ, радио, газеты? Политики пользуются медиавлиянием. Есть запрос на вышиванки - наденут, есть на радикальную партию - возьмут вилы. Появился новый запрос на военную форму - и политики не снимают камуфляж даже в Верховной Раде.