Договор есть. А кто выполнять будет? И будет ли?

Подписание новых Минских договоренностей - это только половина успеха. Главное, чтобы договоренности Петра Порошенко, Владимира Путина, Франсуа Олланда и Ангелы Меркель реализовывались на практике.

Все ждут, что бои прекратятся 15 февраля в 00.00 часов. Фото: Eastnews

Огонь прекратят, но не 15-го и не полностью 

На прекращение огня с полночи 15 февраля рассчитывают многие, но верят - единицы. 

- Хочу верить, что 15-го огонь будет прекращен, но сомневаюсь. Сомневаюсь, удастся ли в ближайшее время выйти на прекращение огня хотя бы относительно. Это вопрос дней, а возможно, и недель. Точно так же было и осенью прошлого года, - рассуждает директор Центра политического анализа "Пента" Владимир Фесенко. - Думаю, максимум, на что мы можем выйти в течение года, - на замораживание конфликта при условии разделения Донбасса. Не верю, что будет реализована реинтеграция Донбасса в Украину на условиях, которые бы устроили и украинскую сторону, и российскую, включая сепаратистов.

Более оптимистично оценивает новые Минские договоренности директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

- Это (новые договоренности. - Авт.) больше, чем можно было ожидать, но меньше, чтобы рассчитывать на полноценный мир и полное разрешение конфликта. Но мы ушли от опасной черты, которую можно было легко перейти и вступить в новую фазу военного конфликта. Ушли от угрозы полномасштабной войны. В этом соглашении просматриваются, хотя еще и не до конца оформленные, инструменты перевода ситуации в мирное русло. Поэтому шансы на прекращение огня достаточно высоки.

Бойцы с автоматами останутся на местах

После прекращения огня должен начаться отвод тяжелой военной техники для создания зоны безопасности. Это обязательство обеих сторон конфликта,  отслеживать процесс будут наблюдатели ОБСЕ.

Условия, поставленные 12 февраля, более жесткие, чем были прописаны в первых Минских договоренностях. Там буферная зона предусматривалась в 30 километров. Сейчас она должна составить минимум 50 км для артсистем, 70 км для "Градов" и 140 км для "Торнадо", "Ураганов", "Смерчей" и ракетных систем "Точка-У".

- Разные расстояния обусловлены дальностью полетов снарядов, - объясняет бывший замначальника Генштаба Игорь Романенко. - При этом украинские войска находятся в более выгодном положении. Мы должны отвести технику от фактической линии соприкосновения, а "ДНР" и "ЛНР" - от линии согласно меморандума 19 сентября. С тех пор противник несколько продвинулся вглубь  страны.

Исходя из документа военные со стрелковым оружием не обязаны покидать свои позиции. Это значит, что если условия нового договора начнут выполнять, в районе Дебальцево или под Мариуполем могут продолжаться уличные бои. Правда, Игорь Романенко обращает внимание на тот факт, что 10-й пункт меморандума предусматривает вывод с территории Украины иностранных вооруженных формирований, наемников, разоружение незаконных групп.

- "ДНР" и "ЛНР" непризнанные республики, а значит, у них не может быть регулярной армии, - отмечает военный эксперт. - Но наверняка они будут настаивать на том, что их формирования являются законными.

Повальной амнистии ждать не стоит

Стороны обязались принять помилование и амнистию для всех участников событий в Донецкой и Луганской областях. За похожий документ Рада голосовала в декабре 2013 года - для участников Майдана. Но противостояние власти, массовые беспорядки и война - не одно и то же.

- Повальная амнистия была бы возможна, если бы не было оговорки: "путем введения в силу закона", - обращает внимание адвокат Александр Плахотнюк. - Сам меморандум не является основанием для амнистии, для этого действительно необходим отдельный закон. А вряд ли депутаты согласятся помиловать всех без исключения, кто принимал участие в военном конфликте. Одно дело - человек, который с оружием в руках отстаивает правильные или неправильные, но свои убеждения. Другое - когда под этим предлогом начинаются зверства.

В законе об особом статусе Донбасса, напоминает юрист, амнистия предусматривалась только для тех, кто не совершал тяжкие преступления. Скорее всего, депутаты захотят пойти по тому же пути.

- А это могут использовать как повод для спекуляций, дескать, договоренности нарушаются, - предполагает Александр Плахтнюк. - Хотя компромиссный вариант можно найти всегда, если меморандум подписывался ради достижения мира, а не в каких-то иных целях.

Пленные: всех на всех?

Не позднее чем на пятый день после отвода техники (на это, начиная с 15 февраля, участники переговоров отвели две недели) подписанный в Минске документ обязывает освободить и обменять всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Те, кто принимал участие в переговорных процессах, считают это одним из самых сложных процессов.

- Приведу один пример, - говорит переговорщик из Полтавы Василий Ковальчук. -  Совсем недавно я получил информацию, что за одного человека "ДНР" готова отдать пятерых наших парней. Мне все равно, кто этот человек, мне важно, чтобы ребята вернулись домой живыми. Звоню в СБУ, МВД, Минобороны с просьбой срочно разыскать запрашиваемого. Я сам доставлю его на первый же блокпост противника и заберу наших. Но ни одно ведомство мне не дало ответа. Поэтому проблемы с обменом будут как с той, так и с нашей стороны.

Волонтеры, которые занимаются розыском без вести пропавших, напоминают, что точного количества пленных не знает никто. Последняя названная Генштабом цифра - около 240 человек - далека от действительной. В заложниках находится много гражданских людей, бойцов, которые не внесены в официальные списки. Хотя бы поэтому все не смогут получить свободу.

- В меморандуме речь идет о заложниках и незаконно удерживаемых лицах. А с нашей стороны таких де-юре нет. Есть преступники или подозреваемые, против которых открыты уголовные дела, - отмечает юрист Игорь Скляренко.

Пенсии и выборы - пока мираж

В подписанных документах четко указано, что реализация соглашения предусматривает возобновление социальных выплат жителям "воинствующих" регионов Донбасса, проведение там местных выборов. Но, как указывают эксперты, дипломаты так выписали эти нормы, что спрогнозировать, когда все это заработает, невозможно.

- В документе нет четкого обязательства, что Украина с завтрашнего дня начнет выплачивать пенсии Донбассу. Речь идет только об определении механизма возобновления таких выплат. На практике это означает: будет прекращение огня - Украина подумает о возобновлении выплат. Но надо будет еще договариваться, как это сделать, - разъясняет Фесенко. 

Что означает особый статус Донбасса*

* Согласно Примечанию к Минским договоренностям от 12 февраля 2015 года.

ВОПРОС РЕБРОМ

Грозит ли двухдневная "война" перед перемирием?

"Главное, продержаться эти два дня", - такой была реакция пользователей социальных сетей, после того как стало известно о договоренностях прекратить огонь на востоке Украины с 15 февраля. 

"Комсомолка" опросила экспертов, есть ли риск двухдневной "войны" перед официальным перемирием.

- Такой риск, конечно же, есть. Будет попытка локальных наступлений со стороны террористов, - говорит Владимир Цибулько.

Солидарен с ним и его коллега Владимир Фесенко.

- Возможны новые ожесточенные всплески конфликта из-за контроля над Дебальцево, - прогнозирует Фесенко. 

В то же время политолог Вадим Карасев говорит, что ситуация в Дебальцево, наоборот, стабилизируется.

- Конечно, есть риск, что на востоке устроят пекло в эти дни. Но есть же договоренности, что руководители Генштабов Украины и России, военные эксперты в эти дни будут разбираться с тем, что происходит под Дебальцево. Это сигнал к тому, что ситуация будет смягчена, - убежден Карасев. 

КСТАТИ

Конституционная реформа: процесс запущен

По мнению Вадима Карасева, есть шанс, что "к концу года будут созданы новые институты власти, возобновлен "мягкий" суверенитет на востоке страны - в политико-правовое поле снова войдут территории Донбасса".

Что же касается конституционной реформы, то процесс уже запущен. При АП уже работают специалисты по написанию нового Основного закона страны. А на днях президент Петр Порошенко предложил спикеру Владимиру Гройсману возглавить Конституционную комиссию.

- При написании новой Конституции Украина, как бы этого ни хотелось России, не будет ориентироваться на ситуацию на востоке страны. Эксперты возьмут на вооружение актуальные общеполитические тренды, а не чьи-то "хотелки", - говорит эксперт аналитического центра "Политика" Владимир Цибулько.