Потеря шахт на Донбассе, дефицит угля, дорогой российский газ и как результат веерные отключения по всей Украине. О проблемах в украинском энергетическом секторе, которые в результате боевых действий только усугубились, знают все. Но о реальных шагах на пути к энергетической независимости пока только продолжают говорить. И пока в 2014 году в СМИ активно велись споры о том, стоит ли закупать российский газ и уголь, главная проблема украинской энергетики продолжала оставаться за кадром. И проблема эта не лежит в плоскости внешней политики или экономики. Ее истоки лежат намного глубже. И от нее, как и от энергозависимости, за все годы независимости избавиться не удалось. Речь идет о коррупции в энергетической отрасли.
О преступных схемах прошлой власти после революции украинцы узнали достаточно. Но и при новой власти Минэнерго не стало образцово-показательным министерством, в котором удалось искоренить коррупцию. Громкий скандал с закупками южноафриканского угля, после которого министра Продана вызвали на допрос в Генпрокуратуру – лишнее тому подтверждение. Впрочем, как и увольнение несколькими неделями позже замминистра Улиды "за превышение служебных полномочий". Энергетика – сфера в которой завязаны колоссальные по объемам финансовые потоки, и поэтому для чиновников соблазн присвоить кусок этого "пирога" очень велик. Одна из таких попыток была предпринята относительно недавно и вызвала широкий общественный резонанс.
Закон не писан
В прошлом году украинская экономика вошла в крутое кризисное пике. Падение наблюдалось во всех отраслях, и банковский сектор стал не исключением. Крупнейшие госбанки несли колоссальные убытки из-за массового оттока депозитов, потери клиентов в Крыму и на Донбассе и падения курса национальной валюты. Вопреки расхожему мнению, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, правительство решило спасать госбанки за счет сотрудников бюджетной сферы.
В сентябре, по сообщению информагентства УНИАН, Кабмин принял секретные протокольные решения №74 и №76 и предписал всем госструктурам переводить зарплатные счета сотрудников и расчетно-кассовое обслуживание госпредприятий в госбанки. И хотя публично факт принятия таких решений отрицался, щедрым подарком в виде почти 5 млн украинских бюджетников банкиры решили воспользоваться сполна и тут же принялись рассылать "письма счастья" на предприятия и в госструктуры. И то, что это является прямым нарушением украинского законодательства, никого не остановило.
Примечательно, что докапитализацию госбанков за счет денег бюджетников признали незаконной целый ряд министерств и ведомств. В частности, с аналогичным заявлением выступил Минфин. Отсутствие законных оснований для перевода военнослужащих в госбанки признали и в Минобороны. Генпрокуратура потребовала отменить протокольное решение Кабмина, а Антимонопольный комитет предупредил, что такой перевод существенно ограничит в правах держателей карт. Связано это с тем, что на долю госбанков приходится лишь 8% банкоматов в Украине, и в другие банкоматные сети они не входят. Но чиновники Минэнерго, по всей видимости, узрели в этом решении возможность провернуть очередную теневую схему за счет бюджетников. Иначе сложно объяснить то, по какой причине в министерстве взялись выполнять незаконное решение правительства, факт принятия которого публично отрицается.
Без права выбора
Сотрудников украинских атомных электростанций начали массово и в принудительном порядке переводить на обслуживание в государственные банки.
"Руководство насильственно заставляет работников Ровенской атомной электростанции заключать договора по зарплатным картам в Ощадбанке. При этом работникам выделили сжатые сроки по переходу под суровым контролем начальников подразделений. На данный момент ни один банк из "предложенных" не в состоянии полноценно обслуживать своих клиентов по месту. Фактически альтернативы Ощадбанку с постоянными очередями нет, так как в городе на данный момент у Укрэксимбанка нет ни отделения, ни кассы, ни банкоматов, а у Укргазбанка только одно "отделение"" - сетуют сотрудники РАЭС. О том, что коллектив массово принуждают к переходу в Ощадбанк жаловались и на Запорожской АЭС. Хмельницкие атомщики при поддержке Автомайдана Хмельницкого даже собрали пикет под стенами местной ОГА, протестуя против перехода в государственные банки.
Но главы АЭС упорно продолжают гнуть свою линию и вопреки требованиям законодательства в принудительном порядке переводить счета атомщиков в госбанки. Фактически же руководители станций выполняют преступные распоряжения вышестоящих чиновников. Среди главных лоббистов этого перехода в министерстве – президент НАЭК Энергоатом Юрий Недашковский и собственно министр энергетики Владимир Демчишин. Об их призывах переходить в госбанки еще осенью писал портал "Энергетика Украины".
Имя Юрия Недашковского раньше уже неоднократно фигурировало в громких коррупционных скандалах. В частности в период его руководства "Энергоатомом" с 2008 по 2012 гг победителем многих тендеров на госпредприятии стала северодонецкая компания "Импульс", выигравшая более 80 конкурсов на общую сумму свыше 1,5 млрд грн. Проверка Госфининспекцией фирмы "Импульс" выявила почти 28 млн грн ущерба. Об этом в свое время сообщали "Подробности" на Интере. Недашковский был уволен с занимаемой должности с формулировкой "невыполнение трудового контракта". Вернувшись на пост главы "Энергоатома" Недашковский вновь оказался в центре тендерного скандала, и в нем вновь фигурировала уже известная фирма "Импульс".
Его шеф – министр энергетики Владимир Демчишин до своего назначения на министерскую должность несколько месяцев возглавлял НКРЭ. До этого его профессиональный опыт не был связан с энергетикой, но был связан напрямую с банковским сектором, в частности, он работал вице-президентом банка ING. Поэтому можно утверждать, что о теневых схемах в банковском секторе он знает не понаслышке. Может этим и была мотивирована такая сговорчивость нового министра в плане сотрудничества его подчиненных с госбанками.
Демчишина, к слову, в Верховной Раде уже давно ждут на ковер. О коррупции в его министерстве депутаты заявляют открыто. Вопросов у народных избранников к министру накопилось уже достаточно. И то, почему его ведомство продолжает, нарушая законодательство, переводить счета атомщиков в госбанки – один из них. Но сам глава Минэнерго пока всячески избегает публичных отчетов и объяснений на эту тему. Значит, ему действительно есть что скрывать.