Выживший в авиакатастрофе бортинженер рассказал, как погибла хоккейная команда Беларуси "Локомотив"

Слова Александра Сизова в суде поставили под сомнение как официальные , так и неофициальные версии трагедии четырехлетней давности.

Александр Сизов дал показания в суде. Фото: 1tv.ru

В сентябре 2011 года спортивный мир вздрогнул: в авиакатастрофе в аэропорту Ярославля погибла целая хоккейная команда, которая собиралась лететь на матч в Минск. Несмотря на то, что официальное расследование было закончено уже в следующем году, а вину возложили на погибший экипаж, судебная тяжба идет до сих пор. Родственники погибших спортсменов "Локомотива" пытаются добиться объективного расследования, так как выводы следствия вызывают вопросы.

Неожиданно для всех на очередное заседание, проходившее в Ярославском районном суде, пришел единственный выживший в жуткой катастрофе – бортинженер Александр Сизов. Своим появлением он буквально отнял у присутствующих дар речи, ведь раньше категорически отказывался давать показания, на что имел право, поскольку проходил по громкому делу как потерпевший, сообщила "КП в Беларуси".

Сизова в зале суда все-таки ждали (родители хоккеистов подали соответствующее ходатайство), но только 12 февраля. А он пришел на два дня раньше, да еще и в середине заседания. Тем не менее, бортинженеру удалось немного пролить свет на обстоятельства катастрофы.

В страшной катастрофе погибли все хоккеисты "Локомотива". Фото: REUTERS

По его словам, в роковой день самолет Як-42, в котором летел "Локомотив", сначала вылетел из Москвы в Ярославль. При этом его техническое состояние не вызывало никаких нареканий, в том числе у пилотов. Приземление в аэропорту "Туношна" тоже прошло без проволочек. А вскоре появились и спортсмены.

- Из груза у них были большие черные сумки, железные ящики, кофры с клюшками. Я пролетал с "Локомотивом" весь предыдущий сезон, и багаж в этот раз был таким, как обычно, - подчеркнул Сизов.

Таким образом он прокомментировал одну из неофициальных версий, согласно которой самолет мог рухнуть из-за неправильной загрузки багажа. Опроверг бортинженер и предположение, что экипаж могли торопить с вылетом. По его словам, подготовка к полету проходила без спешки, а в поведении пилотов не было ничего необычного. Хотя на предыдущих заседаниях суда одна из сотрудниц аэропорт заявляла, что летчики заметно нервничали. Сизов же отметил, что все было настолько спокойно, что он даже задремал.

- Я очнулся, когда кто-то громко сказал: "Почему не взлетаем?" - рассказал бортинженер. - Я посмотрел в иллюминатор. Было видно, что самолет движется. Через 5-7 секунд самолет съехал на грунт. Потом взлетел, но не плавно, а задрав нос. Тогда у меня душа ушла в пятки. Все начало перемещаться: перегородки, панели. И все. Дальше столкновение.

Он также добавил, что не чувствовал никакого торможения и не слышал посторонних звуков во время набора скорости. Хотя именно непроизвольно нажатие на педали тормоза считается официальной причиной трагедии.

КАК ЭТО БЫЛО

7 сентября 2011 года во время взлета самолёт с "Локомотивом" выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего стал подниматься в воздух с грунта. Як-42 набрал высоту всего в 5-6 метров, а затем столкнулся с радиомаяком и врезался в землю на берегу реки Туношонка. Последовавший взрыв унес жизни 43 пассажиров и членов экипажа из 45-ти. Выжили только бортинженер Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний спустя пять дней скончался в больнице.

По официальной версии, причиной катастрофы стала ошибка командира экипажа или второго пилота, один из которых непроизвольно начал тормозить во время набора скорости - предположительно потянув штурвал на себя, чтобы поднять судно в воздух. Как отметили в Международном авиационном комитете, в организме второго пилота также нашли следы противоэпилептического лекарственного средства фенобарбитала. Оно оказывает тормозящее действие на нервную систему, и принимающие его пилоты не допускаются к полетам.