Как служили в армии наши VIPы

Завтра будем праздновать День защиты Отечества. Когда-то служба в армии считалась очень престижной, а военные – людьми слова и чести, эталоном мужества и отваги. А вот сегодняшняя молодежь, к сожалению, не очень стремится идти служить в армию.

В канун Дня защитника Отечества мы поинтересовались у известных львовян, чем им запомнились воинские годы

Завтра будем праздновать День защиты Отечества. Когда-то служба в армии считалась очень престижной, а военные – людьми слова и чести, эталоном мужества и отваги. А вот сегодняшняя молодежь, к сожалению, не очень стремится идти служить в армию. Многие идут на любые уловки, лишь бы «закосить» - мол, неприлично, опасно, да и ничему хорошему там не научат, лишь время зря потеряешь.

«КП» решила полюбопытствовать у известных во Львове людей, как же им в свое время служилось.

Главный гаишник города начинал простым водителем

– Передо мной не стоял вопрос: хочу я в армию или не хочу, тогда это не обсуждалось, - рассказывает начальник отделения ГАИ города Львова, майор милиции Богдан Мыцак. – А служить довелось в Германии, в городе Эберсвальде, в войсках связи водителем. И если честно, армия мне дала очень много положительного. Но, подчеркиваю, тогдашняя армия, – я даже сейчас согласился бы отслужить в ней с первого до последнего дня, а нынешняя не идет даже в сравнение.

Скажу честно, сейчас моему сыну15 лет, и я очень не хочу, чтобы он пошел служить, потому что армия не та. Например, когда служил я, чтобы попасть в отпуск домой, мне пришлось 52 караула отстоять на первом посту, шаг вправо или влево – срабатывает датчик и бежит весь караул с оружием, разбираться, в чем дело. Только после этого, в качестве поощрения, мне разрешили на несколько дней поехать в отпуск домой. То есть я эту встречу с родителями и семьей должен был отработать. А сегодняшние солдаты – если не едут на выходные домой, то родственники приезжают к ним. Разве это армия? Так быть не должно!

В армии человек начинает понимать, что такое самостоятельная жизнь. Потому что попадает в общество, где все такие же, как и он сам. От того, как себя покажешь - такое отношение вызовешь у окружающих, так и будет длиться вся последующая служба. Ведь, к сожалению, часто в армию приходят «маменькины» сыночки, и постоянно думают: что бы такое делать, чтобы ничего не делать.

Кроме того, в советской армии было серьезное воспитание, находилось и свободное время, и для занятий спортом. Меня научили и стрелять, и маршировать, и песни петь. А в сегодняшнем войске этого нет. Солдаты служат всего год, чему можно научить этих ребят за один год? Они даже маршировать толком не научатся. Поэтому стоит задуматься о целесообразности существования такой армии. Возможно, лучше действительно сделать ее контрактной.

- Чем больше всего запомнились вам армейские годы?

- Появилось очень много друзей, с некоторыми общаюсь до сих пор. У меня есть дембельский альбом, его из Германии привезти было очень сложно. Помню, как усердно его делали: специальной пастой выдували рисунки, покупали краски и все аккуратно разрисовывали. Фотографии для альбома должны были быть только уставные, а ведь хотелось немного и крючок на форме расстегнуть…, не первый же год служишь! А такие фотки клеить не разрешали, могли даже отобрать и порвать альбом. Приходилось все делать иcподтишка, прятаться.

Мэр подделал документы…

Мэр Львова Андрей Садовый пошел служить в 1985 году. Нести службу будущему главе города выпало в Москве, в военно-воздушных войсках. Как сам признается, там он испытал все прелести армейской жизни.

- Чтобы попасть в армию, мне даже пришлось схитрить, - рассказывает Андрей Иванович. - Дело в том, что всем моим друзьям уже пришли повестки, а мне из-за медицинских показаний дали отсрочку. Я подумал: как же так – они будут служить Родине, а я здесь, дома отсиживаться… Увиливать от армии тогда могли только сынки высокопоставленных чиновников, а у меня же родители простые – папа инженер, мама – педагог. Тогда я решил внести некоторые «поправки» в документы – что-то там подтер, подправил, и меня благополучно отправили.

Два года службы в армии дали мне очень много положительного – познакомился с интересными людьми, а поскольку жил недалеко от центра, то мог позволить себе часто гулять по Москве, огромному мегаполису. Представляете, какие чувства это вызывало у семнадцатилетнего парня!

«Деды» спасли будущего артиста

С теплотой вспоминает свою армейскую жизнь и народный артист Украины, актер театра имени Марии Заньковецкой Степан Глова. Он утверждает, что именно армия, как это ни странно, сделала из него настоящего артиста.

- Я пошел служить в 1979 году. К тому времени уже был артистом, окончил студию и еще в начале года знал, что придет повестка, поэтому в армию идти все равно придется. Вот я и решил провериться в худсовете ансамбля Прикарпатского военного округа. Меня утвердили, однако предупредили: перед тем, как попасть в ансамбль, надо пройти курс молодого бойца и принять присягу.

Курс молодого бойца будущий народный артист прошел в Ковеле. Как признается Степан Глова, «издевались» там над ним по полной программе: подъем, отбой, словом, все как надо…

- Но я себя успокаиваю: ничего, это ненадолго. Потом ребята начали брать меня в клуб, мы там ставили концерты. А неподалеку оказался льнозавод, а там девушки - уже жизнь пошла поинтереснее и повеселее, - смеется артист.

А однажды Степан Глова даже подрался с одним сержантом, который тоже хотел участвовать в армейской самодеятельности. Но Степан Глова ему честно признался: «Вы же ничего не умеете делать, товарищ сержант!». Хорошо, тогда «деды» спасли будущего артиста…

- Так я прослужил месяц, принял присягу, второй пошел, а в ансамбль не вызывают. Я начинаю волноваться, а тут еще и говорят, пора определяться с профессией. Я решил быть разведчиком. Почему-то мне тогда казалось, что это очень романтично. Дали мне 16-килограммовую буссоль, и вот так с ней на плечах пришлось каждый день по шесть километров нарезать… Думал, вот здесь я и пропаду!

Однако потом знакомые из штаба округа подсказали, что уже давно пришли документы, чтобы откомандировать меня в ансамбль ПрикВО, но полковнику я нужен здесь: в клубе выступаю, пишу боевые листки, постановки разные готовлю и т.д. Получается, незаменимый… Вот я решил сам написать письмо в ансамбль. Тут же из штаба округа пришел приказ и меня откомандировали.

Признаться, то, что было в Ковеле три месяца, и что в ансамбле – это небо и земля! Можно сказать, что я из ада попал в рай.

В ансамбле ПрикВО были на то время очень умные и талантливые люди, многие с высшим образованием. Ребята научили меня разбираться в музыке, водили на концерты, в театры, я не вылезал из филармонии. Многие из моих коллег по ансамблю высоко взлетели. Например, друг Евгений Шокало сейчас поет в Пражской опере. С ансамблем я объездил всю Украину, да и не только. Осталось очень много приятных воспоминаний, и уже потом я понял, что ансамбль мне многое дал, я научился держаться на сцене, и, возможно, стал настоящим артистом.