Эксперты о гигантском взрыве в Донецке: "Дома могут не выдержать подобных землетрясений"

Взрывная волна от казенного завода химических изделий "докатилась" аж до Горловки.

«Хрущевки» - самая уязвимая часть жилищного фонда города. Во многих из них и до войны было жить опасно, а сейчас любая пятиэтажка стала аварийной. Фото: REUTERS

Не успели жители Донецка вечером в воскресенье расстелить постели, как весь город содрогнулся от сильнейшего взрыва. Мощнейшую волну почувствовали не только все без исключения горожане, но и жители окрестных городов - Макеевки, Авдеевки, Ясиноватой и даже расположенной в 40 километрах от эпицентра Горловки.

Тут же дончане вспомнили: такой же по силе взрыв уже был 20 октября. Тогда он прогремел на Донецком казенном заводе химизделий. Спустя три с половиной месяца история повторилась.

- На несколько секунд стало светло как днем, - рассказала "КП" жительница Ворошиловского района Виктория Хомина. - Небо было оранжевым! Зарево видели и мы в центре, и мои родители на другом конце города. Примерно одинаково почувствовали и сам взрыв. У нас открылись все окна и двери и даже потекла вода из кранов. С полок посыпалась посуда, а диван "перепрыгнул" на несколько сантиметров.

Утром "городская администрация" сообщила: за выходные погибли 5 человек и 53 получили ранения. Но сколько из них пострадали от мега­взрыва, пока неизвестно.

- По предварительным данным, на ДКЗХИ взорвался склад с боеприпасами, - заявили в "администрации". - В округе завода массовые повреждения остекления домов.

Тем временем эксперты предупреждают: еще одного подобного взрыва могут не выдержать едва ли все строения в Донецке.

- Взрыв такой силы, который действительно можно сравнить с землетрясением, для Донецка - настоящее испытание. Сейчас любой человек, знакомый со строительством, понимает: после двух таких взрывов многие здания могли, упрощенно говоря, сдвинуться с фундамента. Мог сместиться центр тяжести или деформироваться и просесть грунт. В перспективе нескольких лет - это огромный риск обрушения или даже "ухода под землю". Еще один такой взрыв может запросто катализировать эти обрушения. В особой зоне риска - хрущевки, которые уже давно вышли за все сроки эксплуатации, и другие ветхие строения. Они в буквальном смысле только чудом еще стоят, - поделился своими опасениями донецкий архитектор Сергей Минаев. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

За "фанерные" окна просят 500 гривен

- Отремонтировать высотки, где повреждены несущие конструкции, невозможно, - рассказал "Комсомолке" частный архитектор-проектировщик Антон Лифанов. - Если внешний вид "подрихтовать" реально, с монолитом сделать ничего нельзя - такое "отреставрированное" здание может рухнуть в любой момент даже от ветра. Чтобы снова поселить в нем людей, дом нужно сносить под фундамент и отстраивать заново. Это как минимум два года работ и миллионы гривен.

Впрочем, об отстройке домов местные жители еще даже не думают. Тут бы стекла вставить. В городе, где каждый второй за последние месяцы стеклил окна, а тысячи людей и сейчас заняты этим вопросом, сегодня жесткий дефицит "сырья".

- Стекла мы не видели уже несколько месяцев, - поделились с "КП" в одном из донецких ЖЭКов. - Говорят, на рынке под заказ можно найти за 700-800 гривен за стандарт на 1 окно, но в свободном доступе стекла давно нет. Мы затягиваем проемы пленкой, кому не принципиален свет, фанерой. Но и этих материалов не хватает.

Те, кто может затянуть выбитые окна пленкой сам, сейчас в Донецке экономят немалые деньги. 

Пенсионеры жалуются: позвать мастера, способного заколотить оконные проемы фанерой, стоит не меньше 500 гривен. Спасение одно - иногда стариков выручают волонтеры или "рукастые" соседи.