VIP-полет: на каких самолетах летают украинские олигархи

"Комсомолка" узнала, какими самолетами пользуются украинские олигархи.

Самолеты, которыми часто пользуются, стоят рядом со взлетной полосой. Фото: Олег Терещенко

На "охоту" за частными самолетами украинских VIPов "Комсомольская правда" в Украине" отправилась в Жуляны - в аэропорт "Киев". Рядом со взлетно-посадочной полосой стоят десятки частных летательных аппаратов. И это еще не много: год назад, по словам сотрудников аэропорта, самолетов было в два раза больше. 

На наших глазах в небо с ревом поднялись два Falcon 900EX. Это реактивный самолет с тремя двигателями, которые позволяют взлетать в условиях высоких температур, с высокогорных аэродромов, на коротких взлетно-посадочных полосах. 20-метровый самолет вмещает 15 человек, салон поделен на три индивидуальные зоны так, чтобы пассажиры при желании не пересекались друг с другом. Стоимость такой игрушки - около $26 млн. 

Один из взлетевших лайнеров, по данным источников "КП", принадлежит компании бизнесмена Виктора Медведчука. За последние пару месяцев его Falcon побывал в Италии, Австрии и России. Говорят, на нем Медведчук якобы летал на мирные переговоры в Донецк. 

Второй Falcon 900EX принадлежит компании, которую связывают с братьями Суркисами.

Среди известных владельцев геликоптеров числятся депутат Борис Филатов и Евгений Червоненко. У первого - Eurocopter 2007 года стоимостью около $2 млн. 

У Евгения Червоненко, кума Ющенко и экс-руководителя министра транспорта, есть Eurocopter АS355 Twinstar (такой вертолет стоит около $1,5 млн). 

Кстати, если раньше собственники скрывали свои "крылья" и "винты", то в марте прошлого года был опубликован реестр гражданских воздушных судов Украины. Выяснилось, что большую часть самолетов наши олигархи или крупные компании регистрируют в офшорах. Популярны Бермуды, Панама, Кипр, Виргинские острова. Как рассказали нам в аэропорту "Киев", во-первых, это позволяет уменьшить налоги, во-вторых, почти не связываться с Госавиаслужбой, где регулярно меняется руководство. Между аэропортами "Борисполь" и "Киев" богатые люди чаще выбирают последний. Он и находится в городе, а значит, к нему ближе добираться, и стоимость аренды ангара дешевле.  

ДЕНЕЖКИ 

Продам аэробус. Торг уместен 

Самолетами и вертолетами торгуют даже на сайтах бесплатных объявлений.

"Продаем самолет Falcon 2000Lx V.I.P. Jet. Высококлассное воздушное судно для средних и дальних перелетов VIP-класса, отделка салона красное дерево, кожа", - пишут в объявлении. И прельщают, мол, всего 550 часов налета. Как для выпуска 2010 года это действительно мало. Стоимость самолета - $23 млн. 

- Этот самолет сейчас находится в Чехии, - рассказал нам по телефону продавец. - Можно организовать просмотр. Недавно клиент заплатил 3 тысячи евро, чтобы самолет пригнали в Киев. 

По его словам, можно также арендовать самолет - летный час обойдется примерно в 6 тысяч евро. В эту сумму входит экипаж опытных пилотов. Заплатив, вам нужно сделать звонок, и через 10 часов Falcon будет ждать вас в ближайшем аэропорту. Продавец говорит, что попробовать торговаться за самолет можно уже во время просмотра.    

Также на сайте есть новый двухместный вертолет АК1-3 за $160 тыс. Десятилетний Ан-140 на 52 пассажира продают за $4,5 млн (новый стоит в четыре раза дороже).

Самый дорогой самолет, который удалось найти, стоит $59 млн. Airbus ACJ319 Jetliner считается президентским классом. Салон, вмещающий 21 пассажира, интерьер от Luis Vuitton, включает в себя двухместную спальню, вероятно, для президента и первой леди. 

Стоимость такого Falcone около $26 млн. Фото: Олег Терещенко 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эксперт: "Олигархи стали экономить" 

До начала кризиса осенью 2008 года у богатых людей было популярным такое развлечение: перекупать место в очереди на самые последние новинки авиации. На руках у олигархов было примерно 150 частных самолетов. За шесть лет ситуация изменилась - воздушных судов стало меньше примерно на 40%.     

- Сейчас олигархи стали более адекватными, начали считать деньги, - рассказывает "КП" Валерий Коновалов, эксперт общественной организации "Европатруль". - Подсчитывают, выгодно ли им содержать свой авиапарк. Раньше у богачей было по несколько самолетов - один свой, один корпоративный. Теперь оставили по одному. 

Тенденция последнего года такова, что часто самолет берут в аренду у друзей, а некоторые даже летают обычным рейсом в бизнес-классе. 

- Появились компании, которые сдают борта в почасовую аренду. Самолет среднего класса стоит от $20 до $120 млн. Летный час - от $5 до $25 тыс. в зависимости от типа самолета, загруженности, маршрута, - продолжает эксперт. 

В целом, по его словам, за 2013-2014 годы рынок стал меньше на 30-40% - и по полетам, и по покупкам самолетов. Для сравнения: по данным Гос-авиаслужбы, в аэропортах за прошлый год сократился пассажиропоток на 28% в сравнении с 2013 годом. 

КСТАТИ

Где искать вертолеты и самолет Януковича? 

После бегства экс-президента в феврале 2014 года вместе с ним пропали самолет Falcon-900 и два вертолета Augusta AW-139. По данным СМИ, общая стоимость воздушных судов около $50 млн. На сайтах споттеров (люди, которые увлекаются фотографированием самолетов, а затем выкладывают снимки в интернете) пишут, что последний раз Augusta видели в аэропорту "Внуково" в Подмосковье. 

На этом самолете в 2008 году премьер-министр летела на газовые переговоры в Москву. Фото: Олег Терещенко

В ТЕМУ 

Замена для Тимошенко 

В авиапарке аэропорта "Киев" стоит самолет Cessna словенской компании GIO Business Aviation. В октябре 2008 года президент Ющенко и премьер Тимошенко побили горшки. Леди Ю во главе делегации должна была лететь в Москву, чтобы подписать те самые газовые соглашения, за которые потом села в тюрьму при Януковиче. Президентский борт Ту-134 пришлось срочно посадить из-за технических неполадок. Виктор Андреевич планировал отправиться во Львов и забрал Ил-62, на котором должна была вылететь Тимошенко. Та, естественно, обиделась. Для делегации в Москву пришлось арендовать частный самолет Cessna. На борт поднялись 8 человек, в том числе премьер и глава "Нафтогаза", остальным чиновникам пришлось вместе с журналистами лететь обычным рейсом.