Обеды диктаторов: почему Гитлер не ел мяса, а Сталин превращал застолья в пытки

В Англии вышла книга "Обеды диктаторов", где исследуются кулинарные предпочтения знаменитых тиранов.

Зато пиры у Сталина вдохновляли художников. Фото: Картина Малькова (1949).

Почему диктаторы были такими злыми и жестокими? Британские авторы Виктория Кларк и Мелисса Скотт подошли к вопросу с неожиданной стороны. 

ЛЮДОЕД-ВЕГЕТАРИАНЕЦ

Создатель одного из самых людоедских режимов Адольф Гитлер был, как ни странно, вегетарианцем. Основу его рациона составляли макароны, рис, горох и цветная капуста. Он исключил из рациона мясо в 1931 году (до этого питал слабость к фаршированным голубям). Одни историки считают, что такой была реакция фюрера на самоубийство его племянницы и по совместительству любовницы Гели Раубаль. Авторы выдвинули другое объяснение: переход на растительную диету связан с проблемами пищеварения. Идеолог нацизма страдал метеоризмом, то есть активно портил воздух в Рейхстаге. Надо сказать, что Гитлер был крайне мнителен в отношении собственного здоровья. При нем состояла бригада из 15 дегустаторов-девушек. Если через 45 минут после пробы они были живы, блюдо попадало на стол Гитлера.

Ливийский диктатор Муамар Каддафи любил лакомиться верблюжьим молоком. Он считал, что этот продукт придает идеально белый цвет зубам. Лидер Джамахирии необычайно гордился своей голливудской улыбкой. Естественно, пил он только парное молоко, поэтому даже во время зарубежных поездок в состав делегации входили две верблюдицы. 

Другой ближневосточный сатрап, Саддам Хусейн, был неравнодушен к запеченному на гриле карпу. Рыбу он ловил на удочку собственноручно. Тайное пристрастие Саддама обнаружилось уже после его ареста: в холодильнике нашли большое количество шоколадных батончиков и упаковку ирисок.

ОМАРЫ ДЛЯ ДИКТАТУРЫ КИМ ЧЕН ЫНА

Советский тиран Иосиф Сталин любил шумные застолья, во время которых вино (он предпочитал полусладкую хванчкару) лилось рекой, а глаза разбегались от избытка яств. Ссылаясь на свидетельства Хрущева, авторы пишут, что эти застолья, продолжавшиеся до 5 утра, превращались в своего рода пытки. Сталин внимательно следил за разговорами перепившихся гостей, устраивал всякого рода провокации, пропускать тосты было невозможно. Однажды после таких застолий Никита Сергеевич обмочил постель. 

В качестве любимого блюда "отца народов" британки называют сациви. Однако сталинский нарком Анастас Микоян утверждал, что лучший друг физкультурников считал королем стола чанахи. Это тушеная в глиняном горшочке баранина с овощами.

Из ныне здравствующих диктаторов наибольший интерес с точки зрения его гастрономических предпочтений представляет вождь Северной Кореи Ким Чен Ын. Чтобы неустанно заботиться о народе, бедняга вынужден укреплять свой организм иранской икрой, тайским манго, японскими рисовыми пирожными с полынью и живыми омарами. Противостоять мировому империализму Ким Чен Ыну помогают также суп из акульих плавников и сыр эмменталь, который завозится специально для поддержания сил вождя из Швейцарии. 

На столом у Гитлера хоть шаром покати: одна трава и макароны... Фото: Eastnews

А В ЭТО ВРЕМЯ

Диктатора формируют злобный отец и обожающая мать? 

Психоаналитики пытаются понять, что формирует характер жестоких сатрапов.

Как люди становятся диктаторами? В западной научной литературе появилось несколько исследований на эту тему: "Психика Сталина" Даниеля Ранкур-Лаферриера и "В начале было воспитание" Алис Миллер. Их авторы видят истоки жестокости тиранов в их детстве. А в детстве Сталина и Гитлера действительно множество удивительных совпадений. У них были авторитарные, деспотичные отцы - так дети познакомились с культом силы. Их матери обожествляли своих любимцев, что неудивительно: перед рождением Иосифа Екатерина Джугашвили похоронила своих двух первенцев, а Адольф родился после смерти в младенчестве двух братьев и сестры. И, возможно, в этом таятся истоки культа личности? Оба страдали комплексом неполноценности: Адольф - из-за своего низкого происхождения, а Иосиф - в силу физических недостатков…

- Может, действительно удастся найти модель формирование личности диктатора? - поинтересовался я у Валерия Лейбина, доктора философии, профессора института психоанализа.

- Несмотря на внешнее сходство, модели отношений в семье Гитлера и Сталина все же мало совпадают, - говорит Лейбин. - У Гитлера было сытое буржуазное детство. Его отец, хотя и появился на свет незаконнорожденным, но выбился в люди, служил в таможенном ведомстве, и семья ни в чем не нуждалась. Несмотря на его деспотичный характер, нет данных, что отец физически наказывал Адольфа. Проблемы Гитлера связаны с тем, что у него с ощущением реальности было совсем плохо, Адольф жил в воображаемом, выдуманном мире. Не случайно он пытался поступить в художественную школу. У Сталина - все наоборот. У него более несчастливое детство. И в большей степени развит комплекс неполноценности из-за телесных недостатков: оспа, обезобразившая лицо, одна рука короче другой, сросшиеся пальцы на ноге. Да, Иосиф, уступив настояниям матери, поступил в духовную семинарию, но Сталин был в гораздо большей степени практическим человеком. И в итоге семинарию покинул, занявшись более земными делами: революционной борьбой, эксами и грабежами.

- Еще одно сходство: у них рано умерли отцы, Иосифу было 11 лет, Гитлеру - 13...

- Сталина смерть отца, безусловно, раскрепостила. Он освободился от угрозы побоев и унижений. Отец Гитлера оставил небольшое наследство, которое дало Адольфу возможность воплотить в жизнь свои художественные фантазии.

- И теперь они могли манипулировать матерями, которые им поклонялись?

- В отношении к матери вели себя по-разному. Сталин в детстве бросался на отца с ножом, защищая мать от побоев, рисковал жизнью ради нее. Правда, после ухода из семинарии в их отношениях что-то произошло и сыновней привязанности у Сталина к матери не было. Гитлер же по отношению к матери вел себя как нарцисс. Она о нем заботилась, а он не очень высоко ее ценил.

- Можно ли найти закономерности в формировании такого типа личностей?

- Единого механизма нет. Сыновей пьяных сапожников, которые поколачивали членов своих семей в царской России, было великое множество. Но большого количества вождей из этой среды мы не видим. На фоне общих схем существует громадное количество внешних факторов, социальная среда, генетические вещи. И каждый характер сугубо индивидуален.