"ЗНАХАРЬ"
Польша, 1982, в СССР - 1983. Режиссер: Ежи Гоффман. В ролях: Ежи Биньчицкий, Анна Дымна. По роману Тадеуша Доленги-Мостовича.
В златой Польше, которую у нас долгое время звали панской, от чудо-хирурга сбегает жена с дочкой-несмышленышем. Убитый горем эскулап набирается по ватерлинию в плохом квартале в кремовом пальто, засвечивает лопатник и приходит в себя на свалке без лопатника, пальто и забитый до состояния овоща. Так начинаются странствия мудрого Фальстафа, который себя не помнит, зато способен поднять жернов, обогреть сироту и исцелить убогого. Парацельсова слава бежит далеко по уезду, гневя дипломированных коновалов и маня благодарных паломников. Осев на мельнице, чудодей встречает в лавке писаной красоты панянку, за которой ухаживает молодой граф и ревнует кабацкий халдей с лицом и голосом артиста Кокшенова. Признать в ней дочь ему не дает увечье, ей отца - давность лет и кудлатая борода, а мама уже умерла. В устроенной халдеем аварии барышня разбивает голову всмятку, что требует вмешательства золотых рук, а где их взять в деревне.
Лекарь крадет инструмент, оживляет мертвую царевну и садится в тюрьму за медицинское самоуправство. Молодой граф намерен топиться, но, узнав, что избранница жива, ведет ее под венец наперекор снобской родне. Включив ресурс, благодарная семья добивается пересуда, на котором эксперт из Варшавы узнает считавшегося усопшим профессора. Утки стали павами, лысые - кудрявыми, мезальянс - завидной партией, а семья воссоединилась.
Принципиальное отличие сериала от взрослого кино в том, что там верят не словам, а действиям - отчего пересказать рядовую 180-ю главу ромкома про Синюю Бороду и самому сухому редактору бумаги не хватит. Так что концентрацией роковых и чудесных событий, встреч и разлук, злой-доброй воли и прочих сюжетных крайностей песня о докторе восходит к классическому формату саги о цыгане Будулае. Гоффман вечно снимал по романам Сенкевича эпически бесконечные "Потоп", "Огнем и мечом" и "Пана Володыевского", но на "Знахаре" достиг таких высот, что нынешних драмоделов впору тыкать носом: учитесь, двоечники. В довольно компактный двухчасовый кинороман они со сценаристом Фуксевичем (конечно, не без участия покойного пана Доленги-Мостовича) втиснули такие излюбленные мотивы домохозяек малоимущих стран, как:
- кочевой неженатый умелец без особых запросов;
- народный колдун, врачующий хвори получше городских;
- неравный брак витязя с чернавкой, в которой по ходу тоже открываются голубые кровя;
- амнезия, наконец.
Почему домохозяйки всех стран так любят беспамятных, сказать трудно, - вероятно, за робость и негордость, - но лиц с отшибленным самосознанием по кино слоняется в десятки раз больше, чем по жизни. Умный сказал, что страна у нас заточена под теток. Подозрительных работниц без возраста и талии, любящих ресторанный пляс. И в школе-медицине-селе-суде они у нас властвуют безраздельно. Литература отбивается вяло, кино отбилось, но после больших потерь и долгой оккупации фильмами "Служебный роман", "Москва слезам не верит", "Женщины" и "Вас ожидает гражданка Никанорова". "Знахарь" упрочил их владычество - однако изгиб интриги, тончайшее знание потребителя и стати польского Лаутона Ежи Биньчицкого заставляют в почтении снять шляпу: не зря вы носите громкую фамилию, пане Гоффман*. Респект.
*Эрнст Теодор Амадей в оригинале тоже пишется через два f - но его фамилия русским языком освоена раньше и подверглась стихийному сокращению сдвоенной согласной.