Миледи оставила ожерелье королевы в наследство крымским пионерам?

Легендарная французская авантюристка XVIII-XIX века похоронена в маленьком городке Старый Крым. В конце апреля 1826 года в Старом Крыму тихо скончалась неприметная иностранка - Жанна де Гоше. В последний путь престарелую француженку провожала только служанка из местных армян.

Маленькое строение на склоне Медведь- горы до сих пор называют «Домиком Миледи».

Легендарная французская авантюристка XVIII-XIX века похоронена в маленьком городке Старый Крым. В конце апреля 1826 года в Старом Крыму тихо скончалась неприметная иностранка - Жанна де Гоше. В последний путь престарелую француженку провожала только служанка из местных армян.

Почти 150 лет у могилы де Гоше паслись козы, а вскоре не стало ни кладбища, на месте которого в 70-х годах расположился городской рынок, ни самого надгробия, которое, скорее всего, стало частью фундамента одного из здешних самостроев. Так жестоко судьба распорядилась памятью о, пожалуй, самой известной французской авантюристке - графине Жанне де Сент-Реми де Валуа де Ла Мотт, о которой знает любой, прочитавший книгу Дюма «Три мушкетера». В нем великий романист называл эту великую женщину Миледи (леди Винтер).

«Там лилия цветет»

Однако «Три мушкетера» и зловещая леди Винтер, которая испортила жизнь Атосу и попила крови королеве и ее преданным мушкетерам, - это всего лишь вольная фантазия Дюма-старшего. Ни краденых подвесок, ни самой Миледи, казненной лилльским палачом в лодке на реке, в реальной жизни не было. А была совершенно другая история, которую во Франции может пересказать каждый школьник и которая легла в основу другого романа Дюма - «Ожерелье королевы». В нем почти все действующие лица и события - реальные. Именно эта история и прославила на всю Европу Жанну де Валуа.

Суть аферы, которую закрутила Жанна, была в следующем. Обиженная на своих высокопоставленных родственников (Валуа находились в близком родстве с императорским домом), 26-летняя прелестница Жанна, которая, выйдя замуж, носила фамилию де Ла Мотт, в 1781 году появилась при дворе Людовика XVI и стала близкой подругой его жены Марии-Антуаннеты. Императрица была влюбчива и предпочитала дорогие украшения, на чем и решила сыграть Жанна, чтобы рассорить королевскую чету, и выжидала удобного момента.

Таковой настал, когда придворные ювелиры Бемер и Боссаж изготовили шикарное ожерелье из 629 бриллиантов и показали его императрице. Мария-Антуаннета очень хотела приобрести это украшение, но его цена в полтора миллиона ливров не то чтобы кусалась - Людовик XVI никогда бы не разрешил жене тратить столько денег.


Такой увидел Жанну де Валуа придворный французский художник XVIII века.

Афера закончилась позором

Ожерелье уже было почти продано португальской принцессе, но тут в историю вмешалась Жанна, которая знала, что в императрицу страстно влюблен кардинал Луи де Роган. Она уговорила Рогана купить ожерелье, заплатив часть суммы наличными, а на другую часть выдав расписку. Ювелиры отдали свой шедевр Рогану, который через Жанну передал ожерелье королеве. Мария-Антуаннета была тогда влюблена отнюдь не в Рогана, но подарок приняла, выдвинув условие, что всю сумму постепенно вернет кардиналу.

Перед тем как кардиналу нужно было отдавать ювелирам остаток суммы, к нему неожиданно явился граф Калиостро, которому Роган был должен большую сумму. Кардинал был человеком чести, поэтому долг графу отдал, но остался совершенно без денег. То есть платить ювелирам было нечем. Жанна его успокоила: мол, императрица обещала заплатить, вот, кстати, расписка, которую она написала для ювелиров.


Миледи Жанну Валуа в кино сыграли россиянка Маргарита Терехова («Д’Артаньян и три мушкетера») и американка Хилари Суонк («История с ожерельем»).

Императрице же Жанна сообщила, что у Рогана нет денег, поэтому судьба колье только в руках Марии-Антуаннеты. Императрица попыталась было попросить денег у супруга, но тот ей отказал. Поэтому драгоценности были отданы Жанне с просьбой вернуть ювелирам. В результате колье оказалось в руках де Ла Мотт, а ювелиры получили фальшивую расписку королевы, изготовленную приятелем Жанны Рето де Вилетом.

Естественно, через некоторое время ювелиры пришли к королеве и потребовали денег по фальшивой расписке… Скандал в Париже был жутчайший. Все участники этой истории - Жанна де Ла Мотт, кардинал де Роган и махинатор де Вилет - были на время следствия заключены в Бастилию. Сюда же по собственной инициативе пришел и граф Калиостро, о причастности которого к делу говорили в Париже.

По решению суда 31 мая 1786 года Роган и Калиостро были практически оправданы, Рето де Вилет приговорен к пожизненной каторге на галерах, а Жанна Валуа де Ла Мотт была бита кнутами и клеймлена на предплечье, как и все опасные преступники, «королевской лилией».


Во время наказания Жанна так извивалась, что палач промахнулся и поставил клеймо ей на грудь. Пришлось повторить пытку - и на ее теле появились сразу две лилии. Женщину (кстати, уже без всякого приговора) оставили в Бастилии якобы до того времени, пока не найдется колье.

Колье так и не нашли - 629 бриллиантов, оправленных в золото, пропали бесследно.

Бриллианты в наследство пионерам

А вот Жанна не пропала. Каким-то невероятным образом она бежала из Бастилии и оказалась в Англии. Мало того, в 1787 году в Лондоне вышли ее мемуары, как бы теперь сказали, с компроматом на императорскую семью. Некоторые исследователи полагают, что эта книжка де Ла Мотт стала одной из причин Великой французской революции, которая в 1789 году уничтожила не только монархию, но и физически Людовика XVI c Марией-Антуаннетой. Причем поговаривают, что императрицу казнил тот же палач, что клеймил Жанну де Ла Мотт.

Такова получилась страшная месть Миледи. Возможно, она сама не ожидала произведенного эффекта, поэтому 26 августа 1791 года организовала… собственные похороны. Говорят, она лично присутствовала на процессии в Лондоне и шла за пустым гробом, поглядывая по сторонам из-под черной вуали.

После этого Миледи исчезает почти на 30 лет, но в 20-х годах XIX века под именем графини де Гоше становится… русской! Как сообщают современники, она прибыла в Петербург и добилась аудиенции у императора Александра I.


Согласно «артековской» легенде именно под этой костровой площадкой зарыты сокровища, которые похитила Жанна де Ла Мотт.

Чем сумела заинтересовать пожилая Жанна русского царя, так и остается для всех загадкой. Однако он жалует ей российское гражданство с одним условием: Жанна не имеет права жить в столице. Александр I рекомендует француженке для постоянного места жительства Крым, куда Жанна немедленно отправляется вместе с российскими мистиками и миссионерами, которые ехали обращать в христианство крымских татар.

На полуострове Жанна появилась жарким августом 1824 года. Как она тогда выглядела, можно узнать из воспоминаний баронессы М. А. Боде: «Старушка среднего роста, стройная, в суконном редингтоне… Седые волосы ее были прикрыты бархатным беретом с перьями; лицо, нельзя сказать кроткое, но умное и приятное, украшалось живыми блестящими глазами. Она говорила бойко и увлекательно - изящным французским языком».

В начале 1825 года Жанна селится на территории нынешнего «Артека», в маленьком домике, который, по преданию, соорудил в XVII веке неизвестный мастер по обжигу извести. Жила де Ла Мотт - Гоше тихо и незаметно, но, несмотря на это, о ней ходили самые разнообразные слухи. Одни утверждали, что отсюда она руководит шайкой контрабандистов, которым дает инструкции прямо на берегу моря, куда лихо скачет верхом на лошади. Другие поговаривали, что Жанна живет в Крыму на деньги, вырученные от продажи украденного колье. Третьи - что драгоценности она так и не смогла продать, закопала их недалеко от своего домика, а теперь не может отсюда уехать - сама охраняет тайник.


В Старокрымском литературно-краеведческом музее есть фото надгробия Миледи. К сожалению, это все, что осталось, от великой авантюристки.

Кстати, и сейчас в «Артеке» к этому домику, который называют «Чертовым домиком» или «Домиком Миледи», водят пионеров и рассказывают жуткие истории о привидении, которое по ночам выходит из этого строения и бродит по костровой площадке лагеря «Морской», охраняя зарытые там бриллианты.

Последняя мечта так и не сбылась

Скорее всего, разговоры о престарелой контрабандистке и привидениях - это всего лишь слухи. В Крыму графиня де Гоше жила бедно. Ее главным желанием была покупка виноградника в окрестностях Судака у барона Александра Боде, который занимался виноделием. Миледи даже перебирается поближе к своей вожделенной мечте - переезжает в городок Старый Крым. Однако барон остался неумолим и не захотел уступать за бесценок свой виноградник.

Как рассказывала ее единственная служанка, до самой кончины Миледи была в полном рассудке. Перед самой смертью она сожгла все свои дневники, сама переоделась в чистое и дала приказание ни в коем случае ее не переодевать, когда она умрет. После этого легла и тихо скончалась.

Предсмертное желание Жанны выполнено не было: старая служанка ее все-таки раздела для омовения и обнаружила на теле два клейма в форме лилий.

Сразу после похорон в доме, где жила Миледи, появились жандармы, которые унесли две шкатулки, принадлежавшие покойной. Говорят, что в них хранилось ожерелье королевы, с которым Жанна де Валуа де Ла Мотт так и не смогла расстаться.

Похоронили авантюристку на армяно-католическом кладбище, которое просуществовало до 70-х годов прошлого века. Потом погост снесли, устроив на этом месте городской рынок. А старые могильные плиты местные жители растащили на стройматериалы. Возможно, в фундаменте одного из домов Старого Крыма до сих пор замуровано надгробие с двумя лилиями короля Франции.

КСТАТИ

Кто спас Жанну де Валуа?

В странной и запутанной жизни Жанны есть несколько вопросов, на которые очень трудно найти ответ. Во-первых, чем заворожила престарелая авантюристка российского императора, что такого она сообщила ему при личной встрече, которая длилась всего полчаса? Во-вторых, где была Миледи в период после своих лжепохорон в 1791 году до своего появления в России в 1824-м? В-третьих, кто вытащил ее из Бастилии, откуда ее намеревались отправить на вечное заключение в тюрьму Сальпетлиер?

На первые два вопроса ответов нет до сих пор. Но на третий несколько раз пытались ответить. По одной из версий, Жанна соблазнила охранника, который помог ей бежать из темницы. По другой - ее выкупил кардинал Луи де Роган.

Первая - сомнительна, ибо соблазнить во Франции XVIII века можно было кого угодно, но только не тюремных стражников, которые проходили строгий отбор на верность королю и жили при темницах с семьями и домашним скотом.

Вторая версия еще более сомнительна. После истории с ожерельем Луи де Роган не только был лишен сана и получил запрет на появление при дворе, но и навсегда вычеркнут из всех родословных его семьи, а значит - лишился практически всех средств к существованию. До сих пор считается, что он - позор древнего рода. Даже сейчас его портреты в семейном замке Сыхров, который находится в Чехии, либо вообще не подписаны, либо его имя заменено другим.

Вероятнее всего, Жанну из тюрьмы освободил все тот же Калиостро. Ведь именно в его компании графиня появилась в Лондоне.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Жанна, графиня Ла Мотт (урожденная де Люз де Сен-Реми де Валуа) - авантюристка, родственница королевского дома Валуа через побочного сына Генриха II, жена графа Ла Мотта, офицера гвардии графа д’Артуа.

Была введена в высшее общество, стала любовницей кардинала Луи де Рогана и имела репутацию близкой подруги королевы Марии-Антуанетты. По-видимому, степень дружбы с королевой (сама Мария-Антуанетта впоследствии утверждала, что вовсе не знакома с Ла Мотт) была сильно преувеличена самой графиней и служила ей и ее мужу предлогом для различных мошеннических операций. Участвовала также в предприятиях известного авантюриста Калиостро. В течение двух лет, с 1784 по 1786 гг., она интересовала собой все европейское общество как печальная героиня известного «дела об ожерелье».

Осужденная на пожизненное тюремное заключение, бежала из тюрьмы и напечатала в Лондоне свои оправдательные мемуары, а также памфлет, направленный против королевы и высших придворных лиц. Этот памфлет (фактическая сторона которого крайне сомнительна) имел большое влияние на отношение к королеве во время революции. По официальной версии, до суда и казни Марии-Антуанетты графиня Ла Мотт не дожила. В 1791 году в Лондоне она в припадке умопомешательства (приняла стучавшегося в дверь кредитора мужа за агента французского правительства) выбросилась из окна и умерла через несколько дней.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Вся эта история - красивая сказка

- Не было в Крыму никакой Миледи, - уверен специалист по истории Крыма Сергей Орлов. - Возможно, здесь и жила некая француженка де Гоше - в то время в Российскую Империю французов очень много приезжало на поселение. Но утверждать, что это Жанна де Валуа, по крайней мере странно.

Судите сами. Город Старый Крым, где якобы была похоронена Миледи, в начале XX века буквально оккупировали русские писатели-неоромантики. Александр Грин здесь жил и похоронен на местном кладбище. Максимилиан Волошин жил рядом, в Коктебеле, всего в 18 км. В гостях у него кто только не перебывал. Нельзя даже представить, чтобы они, писатели, прошли мимо такого шикарного сюжета! Но у них нет ни слова о возможном продолжении романа Дюма «Ожерелье королевы».

Сейчас, например, очень много туристов из Франции в Старый Крым приезжают. Чем они интересуются? Крымскотатарским фольклором и армянским монастырем XIII века, который расположен недалеко от города. О Жанне де Валуа, которая якобы здесь похоронена, ни один француз не спросил ни у одного гида!

И еще одно. Крым буквально кишит черными археологами. Знай они о том, что где-то здесь закопана шкатулка с 629 бриллиантами, они не только бы «Артек» перерыли, Аю-Даг стерли бы с лица земли! В Старом Крыму шагу не сделаешь, чтобы на следы их деятельности не наступить. Но ищут они ордынские монеты, генуэзскую керамику и немецкие ордена (здесь во время войны шли жестокие бои), а не сокровища Миледи.

Вся эта история с похороненной в Крыму Миледи, скорее всего, очень красивая, но сказка. Хотя чем черт не шутит - Жанна де Валуа была виртуозной авантюристкой, поэтому ждать от нее можно чего угодно. Даже сейчас.