В Запорожье на острове Хортица хранятся настоящие сокровища судоходства XVII-XX веков. В реставрационном ангаре находятся семь кораблей: бригантина, казацкая "чайка", дубель-шлюпка, долбленка (моноксил), лодка-однодревка и дощаник - такой коллекции нет ни в одном музее Европы.
В Украине денег на реставрации лодок нет. Запорожские историки решили поучаствовать в конкурсе грантов, который объявили в посольстве США в Украине. Победили. Теперь ждут выделенных американцами 70 тысяч долларов на "оживление" двух лодок – байдака и дюбель-шлюпки.
За год наши специалисты должны вернуть судам первоначальный вид. На металлический каркас будут крепить сохранившиеся фрагменты лодок. По старинным чертежам восстанавливать недостающие части, моделировать обломки. Работа очень сложная, да и времени в обрез, поэтому запорожские археологи проводят в своем ангаре сутки напролет.
|
Расчислили место в ангаре. Кстати, это оказалось непросто, ведь им пришлось передвигать чайку и бригантину, а весят эти экспонаты несколько тон. К тому же, процесс оказался очень кропотливым - ведь лодки старые и каждый неосторожный шаг мог им серьезно навредить. Поэтому, перед тем как сделать любое движение историки совещались. Плюс, гидроархеологи уже закупили необходимое оборудование и материалы для реконструкции.
- Конечно, главная жемчужина коллекции судоходства – бригантина. Это памятник мирового значения: нигде в мире это судно не сохранилось. Кстати, поднимать судно со дна Днепра в 2004 году нам помогал лидер группы "Машины времени" Андрей Макаревич, - говорит заведующий отделом охраны памятников и археологии заповедника "Хортица" Дмитрий Кобалия. - Но реставрация его очень сложная и дорогостоящая, поэтому денег гранта не хватит на этот проект. В итоге, мы решили восстанавливать две другие лодки.
|
После реставрации байдак и дюбель-шлюпку выставят на обозрение, чтобы гости Хортицы смогли увидеть, какими талантливыми судостроителями были запорожские казаки.
- Нам бы, конечно, хотелось, чтобы такие памятники выставлялись по всей Украине и не только. Но, учитывая, что судна крайне хрупкие, то могут просто не пережить переездов. Поэтому, разговоры об их "гастролях" даже не ведутся, - добавил Дмитрий Кобалия.
Дюбель-шлюпка
Строили эти лодки в 1737 году. Ходили на них в дальние и военных походы. Таких лодок было всего около 400 штук. В разработке этого судна участвовал российский генерал-фельдмаршал Буркхарт Миних. Он активно консультировался с запорожскими казаками, которые на то время считались профессионалами в изготовлении легких и быстрых судов.
Кстати, на подобных лодках ходили в дальние плаванья к берегам Японии, Америки команды из Северной экспедиции Витуса Беринга.
ТТХ
- Парусно-весельное судно
- Длина - 20 метров
- Ширина - 4 метра
- Команда – 45 человек.
- Возраст - 278 лет.
- Материал – сосна.
Байдак
Это судно построено в конце XIX- начале ХХ столетия. Предназначалось для перевоза грузов. На нем могли транспортировать до 40 тонн грузов. В XVII- XIX веках байдаки пользовались для перевозки грузов по Днепру, Дону, Северскому Донцу. Лодка ходила на веслах или под парусом. В XVI-XVIII веках запорожские казаки использовали байдаки как легкие военные суда для выхода в море.
ТТХ
- Весельное судно.
- Длина - 11.47 метров.
- Ширина - 2.55 метров.
- Возраст – более 100 лет.
- Материал – дуб, сосна.