Язык украинской власти: мой твоя не понимать

В последнее время власти все чаще принимают закрытые решения. На волну возмущений ответ один: в стране война, и обсуждать вопросы некогда.

Селфи с народом не заменит рассказа о будущих стратегических решениях. Фото: Михаил Палинчак

Но проблему взаимоотношений понимают и даже попытались ее решить, создав Министерство информации. Как водится - без широкого обсуждения, в очередной раз поставив общество перед фактом. Вообще у нас так повелось - все делается в последний момент, а несогласных клеймят позором как изменников Родины.

Кому это вредит и можно ли это исправить, разбиралась "Комсомолка".

Чему научил Майдан?

Всю сознательную жизнь украинская власть недооценивала силу общественного мнения и жила в вымышленной реальности. А общество жило своей жизнью, пока не доросло до революции. И год назад сбросило власть, которая отказывалась его слушать. Но новые политики наступают на аналогичные грабли и снова строят параллельную вселенную.

Этот феномен социологи называют принципом наивного реализма. Политики ведь на самом деле общаются с сотнями и тысячами людей и думают, что слышат всех. Некоторые даже избирательную кампанию строят на лозунге "услышу каждого". Но на деле попытки объясниться по-прежнему выглядят нелепо.

Хотите примеры? Пожалуйста. Не так давно премьер Арсений Яценюк на весь мир объявил, что Кабмин победил коррупцию на макроуровне. Никаких доказательств его слов нет до сих пор. А все, кто мало-мальски сталкивался с бизнесом, понимают: все осталось прежним.

Вот еще пример: вопреки заявлениям о честности и открытости в Администрацию президента на должность руководителя департамента назначили 26-летнюю Екатерину Кодоненко, помощницу нардепа. Уволили только после шумихи в прессе. Но репутация в очередной раз подмочена.

- Власти не заинтересованы обсуждать что-либо с людьми, они уверены, что сами и являются представителями общественного мнения, - говорит вице-президент Ассоциации политических психологов Павел Фролов. - Они крутятся в собственном круге и не выходят за его пределы. Это общая и давняя беда украинских политиков.

По словам эксперта, в закрытых группах (таких, как наша власть) культивируются заблуждения о том, что их внутренние мотивы более открыты, чем мотивы всех остальных. Но такая позиция приводит к конфликту. Противостояние неизбежно, и только вопрос времени, когда оно вспыхнет.

Режим вечного цейтнота

В последнее время власти выбрали военную тактику: вопросы всплывают за сутки-двое до того, как надо принять решение. Соответственно, некогда ни обсудить, ни промониторить, ни предложить лучшее решение. Так мы узнали о том, что Рада собирается признать Россию агрессором, и голоса несогласных утонули в общем хоре. В аврале принимали и бюджет на 2015 год. В общем, все важные решения доводят до ситуации, когда надо выбирать - черное или белое. А тех, кто не согласен проглатывать единым пакетом, немедленно объявляют врагом народа.

Возможно, чиновники попросту забыли, что любая власть эффективна только тогда, когда опирается на общественное мнение. Павел Фролов вспоминает, что у нас с середины 1990-х сложилась традиция игнорировать его, считать вредным и бесполезным.

- Хотя в последнее время появилась и новая тенденция - прислушиваться к мнению тех, кто громче всех кричит, - считает эксперт. - И это не обязательно самая большая часть населения. Достаточно, чтобы она была более активной, уверенной и сплоченной. Их мнение в таком случае воспринимается как мнение подавляющего большинства. 

В идеале власти должны были бы регулярно отслеживать настроения в обществе, направлять и прислушиваться к нему. Это позиция лидеров, которые ведут людей за собой. Но это невозможно, пока они не покажут готовность к диалогу и умение слышать. Хочется только одного пожелать политикам: попробуйте, мы не дураки, поймем. 

БУДЬ В КУРСЕ

А В ЭТО ВРЕМЯ

Люди берут власть измором 

С наболевшими вопросами люди куда чаще обращаются к "родным" чиновникам, чем в Киев. Благо записаться на прием к мэру или губернатору можно без проблем. Выслушают, покивают и даже пообещают решить любую проблему. Но не сразу. А если вопрос так и не решен, местного чиновника можно взять измором - постоянно ходить к нему на прием. Но с чиновниками рангом повыше такой номер не пройдет.

- Теперь я знаю, как работают в АП, - рассказала "КП" в Украине" львовянка Ольга Гезь. - Я обратилась за материальной помощью - мне надо было пару тысяч евро на операцию по онкологии. Из администрации мое письмо перенаправили мэру Львова Андрею Садовому, а тот отослал его в управление соцзащиты.

Через три месяца Ольга Гезь получила несколько сотен гривен, которых хватило на пачку таблеток. К счастью, эта история закончилась хеппи-эндом. Недостающую сумму женщине помогли собрать волонтеры.