Жизнь в Дебальцево: "Когда дети видят людей с оружием, у них начинается истерика"

Охваченные ужасом люди массово бегут из осажденного города.

Фото: Новая газета

С каждым днем жизнь в Дебальцево все больше напоминает настоящий ад. Свет, вода, электричество и связь - о существовании этих элементарных благ местные уже даже не вспоминают. Бесконечные бомбежки загнали людей в подвалы, а сердца сковал животный страх. Многие горожане сидят в подземелье неделями, не в силах справиться с ужасом и подняться на свет даже за куском хлеба. А те, кто готов бежать от войны, буквально молятся на волонтеров и МЧСников. На счету этих храбрецов десятки спасенных жизней, но защитить гражданских получается не всегда.

На днях беженцы попали под обстрел "Градов".

Водителя ранило, когда он закрыл собой детей

- Первый снаряд попал в здание исполкома, рядом с которым загружался автобус. Осколки ранили 8 человек, стоявших в очереди на эвакуацию. А когда автобус отъезжал от исполкома, еще одна "градина" упала в нескольких метрах, пострадали две 16-летние девочки и два водителя, - рассказали в пресс-службе Донецкой облгосадминистрации.

Кстати, по словам очевидцев, один водитель был ранен, когда закрыл своим телом детей. Несмотря на опасность, к волонтерским автобусам выстраиваются длинные вереницы людей.

- В подвалах находится масса народу. Там все еще остаются маленькие детки. Из-за боевых действий имеем большую проблему с адресной эвакуацией - она необходима немощным и раненым. Мы сотни раз просили обе стороны конфликта дать "зеленый коридор", но пока безрезультатно. Поверьте, есть места, где творятся по-настоящему чудовищные вещи. Мне звонит парень и рассказывает, что в поселке Чернухино в подвале дома находится его семья – маму и тетю убило снарядами, дяде осколками перебило обе ноги, медиков, чтобы оказать помощь, – нет, там же сидит немощный старик-отец, - рассказывает "Комсомолке" активистка волонтерской группы "Славяне" Ольга.

Люди  ерят в скорое возвращение

Наблюдая за детьми, которых эвакуируют из горячих точек, сердца обливаются кровью даже у опытных волонтеров, повидавших ужасы войны. Малышня различает орудия по свисту снарядов: "Смотри, мам, это миномент грохочет…". Часто детская психика не выдерживает нагрузки и выплескивает горе слезами и истериками.

- Недавно мама вывозила из Дебальцево двух деток, и на блокпосту, как обычно, в автобус зашли военные. Когда малыши увидели человека с оружием, на их личиках мелькнул невыразимый ужас, началась истерика, слезы ручьем. А еще грустный случай рассказывала семья из Первомайска. Когда они обосновались на мирной земле, в доме кто-то неосторожно хлопнул дверью - маленькая дочка тут же упала навзничь, закрыла головку ручонками и зарыдала. Такие психологические травмы вряд ли удастся излечить, - с грустью вспоминает Ольга.

Несчастные и напуганные, беженцы все равно не теряют надежду вернуться домой.

- Так сложилось, что основная масса людей, которых мы эвакуируем, останавливаются в соседней Харьковской области, хотя зовут и в Западную Украину. Люди хотят переждать войну поблизости, надеются, что скоро все закончится, и они вернутся домой, - рассказывает волонтер Ольга.

ОФИЦИАЛЬНО

Помощница губернатора Донецкой области Елена МАЛЮТИНА:

- Ситуация в городе очень тяжелая. Обстрелы постоянные, ежеминутно, ежесекундно. Город третью неделю живет без газа и какой-либо связи. Для того чтобы позвонить, люди собираются в исполкоме, поднимаются на 4-й этаж, взбираются по пожарной лестнице и оттуда звонят.

Люди хранят трупы родственников либо в квартирах, которые не отапливаются, либо в гаражах. Справку о смерти можно получить только в больнице, которая работает ограниченное время, и нет никакой гарантии, что тот, кто поедет за этой справкой, сам не окажется на месте родственника.

В городе сейчас находится около 5-7 тысяч человек, примерно 15% от всего населения.

Начальник ГУ МВД Украины в Донецкой области Вячеслав  АБРОСЬКИН:

- В понедельник около 6.30 начался обстрел города с двух сторон - погибло двое мирных жителей. Около 300 человек собрались под обладминистрацией, чтобы выехать, но пока автобусы не могут приехать, потому город обстреливают. Из-за непрекращающихся боевых действий мы не можем осмотреть город, поэтому данных по разрушениям пока нет.