Как признал президент, мы будем использовать опыт Польши. Особенно в реструктуризации местного самоуправления.
У Бальцеровича есть свой секрет успеха: стратегия, скорость воплощения реформ и команда реформаторов. Во времена Бальцеровича-вице-премьера Польша за пару лет стала успешной страной с рыночной экономикой. Как и мы сейчас, они тогда столкнулись с засильем старых кадров, страхом рисковать, громадным внешним долгом. Если первые две проблемы Польша со скрипом преодолела самостоятельно, то с последней не справилась бы без соседей, которые простили полякам половину долгов.
- Пошли навстречу все, включая Папу Римского, - с улыбкой вспоминал те времена Лешек Бальцерович во время открытой лекции в Киеве в пятницу. - Вы тоже можете добиться этого. Нужны аргументы и дипломатия. Ищите их.
Где и как искать, он рассказывал полтора часа. А потом еще и еще - уже на встречах с политиками.
"КП" в Украине" приводит основные тезисы из его выступления в Музее Тараса Шевченко.
О быстрых победах
- Надо двигаться быстро с реформами. Когда пациент болен, его надо лечить, а не ждать. Так будет лучше для самого пациента. Реформы - защита вашего будущего. Нет проблем с тем, что надо сделать, - рецепт известен. Вопрос в том, есть ли команда, способная направить это движение. У вас есть хорошие экономисты, я многих из них знаю. Используйте их. Не бойтесь рисков. Используйте симпатию, которая есть сейчас к Украине в европейских странах. Вы нуждаетесь в помощи. Но важно, чтобы Украина показала, что готова к реформам, а не просто просит денег. Иначе симпатии будут падать. Покажите, что вы не Греция!
О люстрации
- Почти никому в Европе не было возможно поменять половину людей одновременно. Только у Восточной Германии была такая возможность. Но они привлекли людей из Западной Германии. Не ждите, пока новые кадры дорастут в полном понимании этого слова. Меняйте уже сейчас. Меняйте хотя бы верхушку, а чиновники подстроятся. Кадры по культуре могут остаться, они не такие опасные. Министерство финансов, экономики, Национальный банк, армия - вот, что надо менять сразу же.
О дефиците бюджета
- Надо показывать, куда идут деньги каждый день. В семье знают: если тратить больше, чем зарабатываешь, до зарплаты не доживешь. В обществе так же. Дефицит бюджета говорит о том, что издержки слишком высоки. Надо сокращать. И у вас есть резервы. У вас один из самых низких пенсионных возрастов в Европе. Знаю, что пенсии низкие. Но речь идет о процентном соотношении работающих и пенсионеров. В Польше выходят на пенсию в 67 и нормально себя чувствуют. (Самому Бальцеровичу в январе исполнилось 68. - Авт.)
Об имуществе
- Предприятия надо выводить из госсобственности. Только приватизация. Так политики теряют власть. Где нет приватизации, там есть проблемы с отношением власти и бизнеса. Но честному бизнесу нужны условия, когда можно честно делать дело. Чтобы строить такую систему, просто не надо воровать. Мешает зарегулированность? Проведите дерегуляцию и ликвидируйте лишние инспекции. Нам дерегуляция очень помогла - мы лишили чиновников возможностей требовать взятки.
О примерах соседей
- Посмотрите на историю Словакии. Первые восемь лет, после того как они задекларировали курс на изменения, там действовали народные популисты от олигархов. Потом победили реформаторы. И теперь Словакия имеет славу главного реформатора Восточной Европы. Повторите это. Кредиторы должны понимать, что в этой стране знают, что делают.
СПРАВКА "КП"
"План Бальцеровича" - так называют теперь шаги, которые совершило правительство польского премьера Тадеуша Мазовецкого в 1989-1990 годах. Лешек Бальцерович совмещал в нем посты вице-премьера и министра финансов. План, который теперь называют "шоковой терапией", означал строгое ограничение инфляции, самостоятельность товарного и денежного рынков и равновесие бюджета, который урезали за один год. Кроме того, в Польше повысили розничные цены, сократили бюджетные дотации, ограничили денежные доходы, установили единый курс злотого для предприятий. Общество воспринимало ограничения с трудом, и в 1991 году автор реформ поплатился креслом в Кабмине. Но уже через пару лет поляки признали эффективность реформ, а в 1997 году Бальцерович снова стал главой Минфина.