100 дней люстрации: стала ли чище наша власть?

Треть люстрированных чиновников обжалуют увольнение в судах, а сами люстраторы научились зарабатывать неплохие деньги.

Фото: Олег Терещенко

Незаметно прошли сто дней с момента вступления в силу Закона "Об очищении власти". С 16 октября началась первая волна люстрации. Сегодня уже идет вторая.

Скажем откровенно, процесс не пошел. Международные эксперты советуют его даже поставить на паузу, дабы выписать более корректные и правовые основания для очищении власти от дискредитировавших себя чиновников. Но к их критике не прислушиваются и на март-апрель готовят третью и четвертую волну. 

Шквал судебных исков

Говоря сухим языком статистики, за две волны люстрации было уволено 357 человек. Из них, по словам министра юстиции Павла Петренко, 174 обратились в суд с просьбой восстановить их в должности, поскольку считают решение люстраторов неправомерным. Все они считают, что их уволили незаконно: нарушена презумпция невиновности и принцип индивидуальной ответственности.

- Закон реализовывается не по принципу верховенства права, социальной справедливости и морали, а на усмотрение отдельного руководителя, который очень часто вообще не имеет опыта в реализации законов. Поэтому мы и имеем не правовые решения, а политически целесообразные, - говорит бывший первый замгенпрокурора Николай Голомша, который в суде оспаривает свое люстрационное увольнение. - Я надеюсь, что по моему делу будет вынесено правовое решение. Хотя на сегодняшний день идет колоссальное вмешательство исполнительной власти в работу судей. Минюст пытается диктовать свои правила. 

Первый прецедент восстановления в должности уже есть. 24 ноября Харьковский окружной административный суд восстановил в должности первого зампрокурора области Владимира Суходубова. Но прокурорский кабинет ему не вернули. Минюст подал апелляцию (заседание суда 2 февраля. - Авт.), мотивируя тем, что судья не разобралась в люстрационных проверках и перепутала нормы закона. Более того, некоторые нардепы даже пригрозили судье Валентине Самойловой, которая вынесла "неправовое решение", увольнением. В частности, комбат-нардеп Семен Семенченко пообещал "трудоустроить" Самойлову в АТО. 

16 сентября 2014 года под Радой состоялся масштабный митинг в поддержку принятия закона о люстрации. Фото: Олег Терещенко 

Судьи уходят в глухую оборону

В ноябре судьи Верховного суда обратились в Конституционный суд с просьбой дать ответ, соответствует ли Закон "Об очищении власти" Основному закону страны. Это своеобразная подготовка судей к 2016 году, когда по календарному плану должна стартовать люстрация судейского корпуса. Политологи прогнозируют, что баталии разгорятся нешуточные и предыдущие события покажутся цветочками.

У судей есть надежный щит: каждый случай люстрации можно оспорить в суде. А решать это будут друзья-коллеги, которые сами ходят под дамокловым мечом люстрации. И тут поборникам очищения власти придется преодолевать нешуточные барьеры. Справятся ли с этим? Большой вопрос.

Складывается ощущение, что разработчики закона не понимали размаха того, с чем придется столкнуться. Но они не опускают руки и надеются изменить некоторые положения закона, которые сейчас используются в качестве лазеек избежать увольнения.

- Надо честно признать - закон не работает, - говорит один из сторонников люстрации нардеп Ирина Суслова. - Не хватает общественного контроля, не хватает доверия. Люди видят, что государственная система не меняется. В органах власти чиновники работают по тем принципам, от которых мы стремились уйти. Работают по тем же откатным схемам, что и раньше, проводят такие же тендеры, что и раньше. Поэтому и падает доверие к власти.

"Участников АТО" все больше 

Опасаясь люстрации, чиновники ищут лазейки в законе. Общественная организация "Люстрационный комитет" насчитала шесть схем, по которым уходят от ответственности. Они переносят даты проверок, увольняются, увязают в судебных процессах, "пересиживают" проверку на должности рангом пониже, восстанавливают должности в судах и получают статус участника АТО, побыв пару дней на фронте.

Последний способ уже принял масштабы эпидемии. Депутаты решили бороться. Но они не готовы удалять эту возможность из закона. А предлагают только усилить ответственность за неправомерную выдачу статуса.

- Если есть понимание, что справка участника не отвечает действительности - не указан номер батальона, время, место дислокации, то такую справку будут считать недействительной, - говорит Ирина Суслова. - А тот, кто ее выдал, и сам попадет под действие закона о люстрации.

16 сентября 2014 года под Радой состоялся масштабный митинг в поддержку принятия закона о люстрации. Фото: Олег Терещенко 

Исключение для профессионалов

Если еще в ноябре большинство политиков ратовали, что Закон "Об очищении власти" идеальный, то в конце декабря признали, что в нем все-таки есть изъяны: из органов власти вымывается 20-40% профессионалов. 

27 января на внеочередном заседании парламента народные депутаты приняли закон, который позволяет президенту единолично отменять люстрацию в отношении высших военных и силовиков. Благодаря такому решению в должности восстановлен первый замначальника Генштаба Геннадий Воробьев. Его характеризуют как суперпрофи.

- Насколько мне точно известно, то восстановить могут 5 человек из высшего командования. Но это может быть и большее количество, - заявил вице-спикер Андрей Парубий.

Кардинально "люстрационный закон" намерены подкорректировать к весне. Планируется, что 12 февраля в Украину приедут представители Венецианской комиссии и помогут нашим нардепам выписать новый закон, который не идет вразрез с Конституцией. 

СПРАВКА "КП"

От кого избавляемся?

Закон об очищении власти был принят 16 сентября 2014 года. Голосование подогревалось массовыми протестами под стенами Рады. 9 октября президент Петр Порошенко подписал закон, а 16 октября он вступил в силу.

По этому закону под люстрацию попадают: лица, которые были при власти не менее одного года в период президентства Виктора Януковича; лица, которые не уволились из госслужбы в период Майдана.

Ответственным за проведение люстрации определили Минюст. При министерстве создан специальный орган, который курирует очищение власти. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Администрации президента ищут "атошников"

Несколько дней назад разгорелся нешуточный скандал из-за незаконного получения сотрудниками Администрации президента статуса участника АТО. Интернет-издание "Главком", ссылаясь на свои достоверные источники, сообщило, что несколько чиновников в АП стали "атошниками", точнее, получили удостоверения участников боевых действий. Кстати, на Банковой эту информацию подтвердили. Правда, без фамилий.

- Президент приказал уволить нескольких чиновников Администрации, которые получили статус участника боевых действий. Позиция президента крайне четкая: работники Администрации должны демонстрировать не только высокий профессионализм, но и моральный пример во времена, в которые мы живем, - ответил  замглавы АП Андрей Таранов, но не стал уточнять, кого именно глава государства приказал уволить. 

КСТАТИ

Четыре способа избежать ответственности

Социальные сети практически каждый день взрываются историями, как люстрация превратилась в отличный способ зарабатывания денег и расправы над оппонентами. Якобы даже существуют четыре вида "расценок".

Первый - за взятку от 5 до 30 тысяч долларов (такса "районного" уровня. - Авт.) можно договориться с представителями люстрационной комиссии закрыть глаза на некоторые факты из биографии чиновника.

Второй - от 500 долларов можно договориться за "зачистку" официальной биографии. Допустим, в личное дело люстрированного чиновника вносится информация, что в период Майдана он писал заявление об увольнении, но оно по какой-то причине не было подписано руководством.

Третий - с двух тысяч долларов стартуют расценки за сговор с люстраторами, чтобы под гребенку "очищения власти" попал оппонент. И человеку выписывается "волчий билет".

Четвертый - среди чиновников, силовиков и военных возрастает спрос на получение статуса участника АТО. Крещение зоной боевых действий автоматически дает индульгенцию от люстрации. Четких расценок нет. Чаще всего таких "привилегированных" отправляют на службу на освобожденные территории.