О судьбе предприятия "Сумыхимпром" на прямой линии с читателями рассказал экс-министр промышленности Украины, член-корреспондент Национальной академии наук Валерий Мазур.
- Валерий Леонидович, почему ПАО "Сумыхимпром" является стратегически важным предприятием?
- На фоне падения экспорта металлургической продукции на 30% на первое место в экономике Украины выходит сельское хозяйство. Украина становится одним из серьезных экспортеров зерновых культур в мире. А урожайность зерновых культур и, получается, продовольственная безопасность страны зависят от удобрений. Применяя азотные и фосфорные удобрения, можно повысить урожайность в два раза. Сегодня "Сумыхимпром" является единственным в Украине предприятием, которое производит фосфорные удобрения. Это стратегическое для страны предприятие.
- В конце 2011 года ПАО "Сумыхимпром" было признано неплатежеспособным. Долг предприятия тогда составлял 40 миллионов гривен.
- Если взять рентабельность 20% и оборот в 300 млн долларов, как было на "Сумыхимпроме" ранее, то прибыльность предприятия можно оценить примерно в 60 миллионов долларов в год. Получается, что долг 40 миллионов гривен для такого крупного предприятия не является причиной для его банкротства. Вся проблема в менеджменте завода. Нынешние руководители "Сумыхимпрома" начали закупать сырье для предприятия по цене почти в два раза выше, чем оно стоило на рынке, а готовую продукцию продавать своим же структурам ниже себестоимости. Образовались долги. Я это говорю не просто так. Это не мое личное мнение. Это данные, которые зафиксированы проверками и по которым прокуратурой возбуждено уголовное дело.
- Но долг-то остался.
- Сегодня речь идет о долге в 1 миллиард 400 миллионов гривен. Для "Сумыхимпрома" такой долг не является критическим. Как было сказано выше, предприятие может зарабатывать 60 миллионов долларов в год прибыли. Курс, будем считать грубо, сегодня 20 грн./доллар. Это значит, за год чистая прибыль составит 1 миллиард 200 миллионов. А задолженность - 1 миллиард 400 миллионов. Понятно, что за год "Сумыхимпром" сможет рассчитаться с основной частью задолженности, если к этому стремиться.
Я не против того, чтобы приватизировали "Сумыхимпром". Я против того, чтобы завод сегодня банкротили, потом устраивали процедуру ликвидации, в процессе которой "раздерибанили" его на части. Тогда предприятие может перестать существовать. Даже в самые тяжелые годы становления украинской государственности центральная и местная власти сохранили этот завод, не позволили ему развалиться. И сегодня, когда я вижу, что уникальный промышленный комплекс хотят помножить на ноль в чьих-то корыстных интересах, мне, как говорится, за державу обидно.
- Каким, с вашей точки зрения, должен быть перечень действий, направленных на восстановление государственного контроля над "Сумыхимпромом"?
- Первое, что нужно сделать, - это довести до логического завершения все те уголовные дела, которые сейчас ведутся по отношению к ПАО "Сумыхимпром". Необходимо сменить весь нынешний менеджмент. Нужно вернуть на комбинат профессионалов, которые раньше им руководили. После этого целесообразно выставить предприятие на открытый аукцион. Уверен, что найдутся покупатели, которые заплатят за принадлежащие государству 100% его акций реальные деньги. Вырученные средства помогут наполнить бюджет Украины, которая в этом крайне нуждается.
Сегодня мы каждый день слышим по телевизору, что Арсений Петрович Яценюк обращается и ездит к разным кредиторам за новыми кредитами. Украине обещают дать в долг максимум 10 миллиардов долларов. Зачем так унижаться премьер-министру нашего государства? Вместо этого надо, например, продать на открытом аукционе два горнорудных комбината - Иршанский и Вольногорский, и Украина получит почти те же 10 миллиардов долларов для бюджета. И не нужно будет выполнять все новые и новые требования кредиторов, брать на себя невыполнимые обязательства и влезать в долги.