В Киеве показали запрещенные во времена СССР картины

В столице открылась уникальная выставка, для которой из подвалов на свет явили забракованные в советское время работы.

Абрам Черкасский – один из немногих запрещенных художников, который выжил. Хотя казалось бы – что на этой картине с прозаичным названием «Обед в поле около трактора» могло не понравиться партийным идеологам? Остается только догадываться. Судя по всему, в

Абрам Черкасский – один из немногих запрещенных художников, который выжил. Хотя казалось бы – что на этой картине с прозаичным названием «Обед в поле около трактора» могло не понравиться партийным идеологам? Остается только догадываться. Судя по всему, в

В Национальном художественном музее Украины, что на Грушевского в Киеве, сегодня выходной. Мы идем по темным коридорам, поднимаемся по темной лестнице на второй этаж. Щелкает выключатель. И из темноты одна за одной, словно артистки в лучах прожектора, появляются картины. На них пейзажи и портреты, комбайны и пахари. Всего – 93 работы, объединенных одним. Чудом. Они должны были сгореть в костре советской цензуры. И выжили.

- Выставка называется "Спецфонд. 1937-1939". Я работаю над ней больше 10-ти лет, а сколько трудились до меня! - глаза у куратора Юлии Литвинец горят. – Это работы, которые "браковали" советские идеологи. По идее, их должны были уничтожить. Но музейщики всего Союза спасали запрещенные картины – ставили на них так называемый "нулевой код", который дается экспонатам, не имеющим музейной ценности. И прятали подальше в подвалы.

Видео Михаила Бакузова.

Иногда определить авторство картин из "спецфонда" музейщикам помогало чудо. К примеру, масштабное полотно "На погрузке хлеба" (слева) подписано не было. Какая же была удача, когда из "валов" раскрутили картину "Строят "Коммунар" Льва Крамаренко (справа), стиль которой один в один совпадает с "Погрузкой хлеба". Их так и повесили рядышком. Одну – без авторства, вторую – с. Чтобы зритель сам сравнил и оценил полотна. Фото: Михаил БАКУЗОВ.

Спустя почти что 70 лет работы показали миру. Многие из них – впервые. Многие из них – без указания автора и названия.

- Имена неугодных художников тогда буквально вычеркивали из истории. Стирали о них все данные, вырезали упоминания из журналов, - грустно опускает глаза Юлия. – К примеру, у нас есть работа некого П. Панченко. Кто он, откуда он? Неизвестно.

Любимая работа куратора выставки Юлии Литвинец – "Мост. Севр" художницы Александры Экстер. Когда-то она, к слову, работала все в том же Художественном музее, где теперь выставляется. В свое время "Мост. Севр" попал в "спецфонд" за нереальность картинки. Теперь оценочная стоимость этой работы – 1 млн евро. Фото: Михаил БАКУЗОВ.

За что же запрещали работы? Да за все, что угодно. Кого-то обвиняли в национализме – если, к примеру, художник одевал рабочих в поле на фоне трактора в украинские вышиванки. Кого-то – в формализме – если работа казалась "экспертам" неправдоподобной. К примеру, если на картине алюминиевое ведро художник изобразил синим. Хотя всем известно, что оно должно быть серым. И никак иначе! Доходило до абсурда – пока художник, входивший в состав одной "идеологической комиссии" браковал чужие работы, другая группа "экспертов" в это время запрещала его картины!

Автора этой картины – Василия Сильвестрова – расстреляли. А работа к музейщикам попала без авторства. Опознать руку художника помог чудесный случай. Описание выставки "Спецфонд" вместе случайно попал к экспозиции, которую помогал организовать "Гете Институт". А оттуда разошелся по Германии. Среди авторов была и фамилия Сильвестрова. Каково же было удивление музейщиков, когда из немецкого Кельна к ним дозвонился внук мастера! Его бабушка в далекие 30-е годы смогла вывезти графические рисунки и эскизы мужа. Среди них был карандашный набросок и работы "Винница. Ерусалимка" (на фото). Кстати, эту картину запретили из-за большого количества изображенных на ней евреев. Фото: Михаил БАКУЗОВ.

Большинство холстов в музеях хранились в так называемых валах – когда полотна сшивали друг с другом и сворачивали в рулон. Поэтому большинство находилось в ужасном состоянии, не один год реставраторы трудились над восстановлением картин. И работа еще не закончена – в подвалах все еще масса неисследованных работ.

- Мы будем продолжать разбирать полотна. А еще хотим провести исследовательскую работу – и узнать больше информации об авторах, - говорят в музее. – Кстати, посетители так интересуются судьбой художников, что через пару недель мы решили запустить цикл лекций, посвященных запрещенным авторам.

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ

Выставку "Спецфонд. 1937-1939" можно увидеть в Национальном художественном музее Украины (ул. Грушевского, 6). Вход – 20 грн.