Обострение ситуации на восточном фронте и жуткий теракт в Мариуполе заставили народных депутатов собраться на внеочередное заседание парламента. Правда, собраться они смогли лишь на третий день после трагедии, а треть депутатов не явились. Работать начали с полудня.
Депутаты обещали принять "важные", "стратегические" решения, которые помогут урегулировать ситуацию в Донбассе. И украинцы, которые массово получают повестки в военкоматы, оплакивают погибших (раненных) родственников ожидали действенных шагов. Увы, за громкими заявлениями политиков скрывались популистские голосования.
Что обещали депутаты и что сделали:
- Признать Россию страной-агрессором
За такое решение проголосовал 271 парламентарий. Более того, украинские избранники обратились к международным институциям с просьбой также признать Россию агрессором, а "ДНР" и "ЛНР" террористическими организациями. Но что дает это решение? Как оказалось, юридического веса данное заявление не имеет, исключительно политическое.
- Российское лобби хорошенько поработало за рубежом: многих ввели в заблуждение, что в Украине имеет место гражданская война. А принятым заявлением мы дали сигнал всему миру о том, что военную агрессию по отношению к нашей стране осуществляет именно Россия - объяснил глава фракции "Самопомич" Олег Березюк.
В свою очередь вице-спикер Андрей Парубий убеждает, что данное заявление поможет Украине при обращениях в международные учреждения, в частности, даст основания для усиления санкций в отношении Белокаменной.
Кстати, признание Украиной России страной-агрессором не повлечет за собой разрыва экономических связей. Как торговали, так и будем торговать. Границы не перекрываются. Война не объявляется. Мирные переговоры проводить можно.
- Конечно же, можно и дальше проводить переговоры. Главное, чтобы Россия была настроена на переговоры, а не создавала иллюзию, - отметил экс-глава МИД, народный депутат Борис Тарасюк.
Глава фракции "Радикальной партии" Олег Ляшко убеждал журналистов, что термин "Россия страна-агрессор" появится и в новой военной доктрине страны. Правда, не смог уточнить, когда страна увидит этот документ.
- Признать "ДНР" и "ЛНР" террористическими организациями
Накануне внеочередного заседания Рады, парламентарии во время телеэфиров чуть ли не божились, что признают "ДНР" и "ЛНР" террористическими организациями. А что в итоге? В зал Рады внесли законопроект, в котором говорится, что организации, которые дестабилизируют ситуацию, можно признавать террористическими. Депутаты решили узаконить лишь саму процедуру признания организаций террористическими, без привязки к названиям (в данном случае "ДНР" и "ЛНР". – Авт.).
Хотя и с вынесенным законопроектом вышла неувязочка. Политики разругались, кто должен выносить окончательное решение по признанию "терорристами". Представитель Минюста Антон Янчук, презентуя законопроект, назвал два варианта признания: является ли организация террористической определяет Высший административный суд, изучив доказательственную базу, поданную СБУ, или же президент после того как решение примет СНБО.
- Мы так не договаривались, - аж вскочил с места Олег Ляшко, а за ним и Юрий Луценко. - Мы договаривались, что парламент признает организации террористическими после соответствующего представления СНБО, - уточнил Луценко. В итоге законопроект приняли только в первом чтении. Ко второму чтению обещали доработать закон.
- Запретить российский информпродукт
Парламентарии грозились запретить российские фильмы, сериалы, программы, в которых прославляются российские спецслужбы, армия. СМИ, которые ослушаются – штрафовать и лишать лицензии. Также депутаты хотели запретить россиянам быть собственниками украинских СМИ.
В сессионный зал эти законопроекты не попали. Якобы, в Администрации президента решили не гнать лошадей, а более тщательно изучить этот вопрос.
- Совет коалиции решил не рассматривать законопроекты, а и перенести их на 3 февраля, – объяснил нардеп Сергей Высоцкий.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
- Мы заявили о том, что мы жертва агрессии, объект агрессии. До этого решения мы не имели четкости в определениях. Но это больше политическое решение, нежели законодательное. Оно имеет психологическое и политико-символическое значение. Если начнется полномасштабная война и прямое вторжение, тогда можно будет и военную доктрину изменить, а пока достаточно того, что сделано. Политики оставили себе пространство для маневра.
Так же очень показательно, что не приняли сразу решение по террористическим организациям и оставили лазейку для возобновления переговоров. Но теперь у нас есть появляется возможность признать "ДНР" и "ЛНР" террористами.
ИНТЕРВЬЮ
Анатолий Зленко, экс-министр иностранных дел
- Очень жаль, что мы идем на жесткую конфронтацию с соседями, - говорит Анатолий Максимович. - Конечно, я не оправдываю Россию, которая пошла на недружественный шаг по отношению к Украине. Но не хотелось бы, чтобы мы рушили основу будущих отношений на много лет вперед. В любом случае, в будущем, когда закончатся эти вещи на востоке, нам придется искать общий язык и строить нормальные отношения с соседями. В том числе с Россией.
Рада пошла на адекватные меры в этом заявлении? Может быть, надо было смягчить. Или, наоборот, признать соседей агрессорами отдельным законом?
- Того, что сделала Рада, более, чем достаточно. Ситуативно, это правильное решение. Но государство надо строить не на временных решениях, а перманентной базе. Но если принимать закон под каждый отдельный случай, мы ломаем собственное будущее. Нам нужны будут отношения с Россией. Я не преувеличу, если скажу, что они жизненно необходимы.
Можно ли что-то прогнозировать в этой ситуации? Как дальше будут развиваться события?
- Прогнозировать ничего нельзя. Но в одном я уверен: нам надо искать путь к миру и переводить наши отношения и внутриполитическую ситуацию на мирные рельсы. Иначе это сделают за нас. Но это наша задача. Ведь рано или поздно, но нас ждет одна перспектива – окончание противостояние, конец военных действий. Гибнут люди! Сколько можно! Гибнет молодежь, основа будущей Украины. Все надо сделать, чтобы это остановить. И в первую очередь найти дипломатический путь к миру. Военным путем ничего не добьемся.
Вы поддерживаете идею о том, что украинские политики должны сесть за стол переговоров с представителями "ДНР" и "ЛНР", на чем настаивает Россия?
- Я готов сесть за стол хоть с чертом, если это даст нам путь к миру. Но тогда будут молчать пушки. Еще раз повторю – хоть с дьяволом. Никогда не буду бояться подобных заявлений.
СПРАВКА "КП"
Анатолий Зленко дважды министр иностранных дел. Руководил МИДом в 1990-1994 и в 2000-2003 годах, в правительствах четырех премьеров - Виктора Ющенко, Анатолия Кинаха, Виктора Януковича и Витольда Фокина. В промежутке, с 1994 по 1997 годы был постпредом Украины при ООН, а затем послом во Франции и Португалии.