"Лимонадный Джо"
- Чехословакия, 1964 г., в СССР - 1965 г.
- Режиссер: Олдржих Липский.
- В ролях: Карел Фиала,
- Квета Фиалова, Милош Копецкий.
Белый рыцарь в белых одеждах нисходит с гор в гнездо разврата. Белый рыцарь в белой шляпе сшибает влет муху и велит опойным грешникам пить эликсир меткости - лимонад колалока. Грешники упорствуют в ереси, привязывают его к кактусу, поливают из кофейника и нахлобучивают сверху белую шляпу с разбитыми в нее яйцами. Пришелец не гневается, а находит на грешниках родимое пятно размером с мексиканский доллар, свидетельствующее, что се братья его, унесенные во младенчестве злым ураганом Вирсавия. И устанавливает на Диком Западе вечное колалоковое перемирие с чешским акцентом. И играет его актер по имени Фиала.
Обращение заезжего бойца в странствующего миссионера, который пьет ситро и видит брата в каждом встречном сукином сыне, - довольно ловкий ход, доводящий примитивную ветхозаветную идеологию пра-вестерна до самого "и-го-го". В остальном пародия на Дальний Запад сродни старому детсадовскому анекдоту, который 30 лет спустя приносит из школы ребенок, пересказывает, невзирая на протесты родни, да еще забывает коронную финальную фразу.
Мальчиковый жанр (до фильма 1940 года "Техас" все вестерны снимались на В-студиях за три цента в одной декорации) столь открыт подражанию, что без картонных шляп и бумажных стаканчиков не обходился ни один школьный "огонек", вожатский концерт и телевизионный бенефис. Шрифт Rosewood, ранчо Дохлого Бизона, с ошибкой написанное слово wiski и имя Джек Большая Собака стали такими же атрибутами детства, как пластилин и кружок "Соломка". Смотреть на все это во взрослом кино - большой ностальгический неудобняк; впрочем, кто сказал, что чешское кино взрослое? Проезд по стойке стаканов и хулиганов, состреливание с обидчика штанов, выдергивание из кобуры банана и рифмы "гроб - в лоб", "в баре - в угаре" сделали бы честь капустнику отряда "Дружный"; хотя фразу "Сегодня же ночью твоя красотка станет жертвой моих порочных наклонностей" вычеркнула бы из сценария старшая вожатая.
И одна лишь чистая, горячая, а не теплая эмоция одухотворяет ретропросмотр: желание долго валять в дегте и перьях блудливого опоссума - сценариста фильма "Человек с бульвара Капуцинов" Эдуарда Акопова. Судите сами: фильм про Джо начинается дракой в салуне, которую долго терпит хозяин, а потом прерывает выстрелами в потолок. Продолжается явлением белого рыцаря, который отвращает мужское население от алкоголя и влюбляет в себя солистку с мушкой на щеке, а после - черного рыцаря, который возвращает статус-кво порока и бесстыдства. Черный злодей с накладной бородой и клюкой надевает слепецкие очки и просит перевести его через улицу. Найдите 10 отличий. Джо бы за такие вещи заставил плясать на стойке в кальсонах, а не избирал президентом гильдии сценаристов, как сделали в СССР с Акоповым. Отрывать пластилиновым ковбойцам ручки-ножки и лепить из них пластилинового Ярмольника - это уже хуже, чем ограбить слепого. Единственное, что требует к "Капуцинам" снисхождения и чего так не хватает в "Джо", - куплеты великого версификатора Юлия Кима, жемчужины эрзац-жанров. Как бы подошел триумфальному финалу не вошедший в окончательную сборку пассаж:
И все же, даже пулею
прошитый на лету,
Ты встретишь свою
Джулию, единственную - ту,
И там, обнявшись намертво,
сугубо тет-а-тет,
Глаза потупив праведно,
Естественно и пламенно
И очень темпераментно
споете вы дуэт.
"Сугубо тет-а-тет", а?
Пластилиновые ковбойцы стойко переносят превращение в одноглазого Ярмольника, но здесь - нет, здесь они плачут восковыми слезами навзрыд.