Студенты при шпаге

Татьянинская церковь, в которой учащиеся Московского университета отмечали свой праздник, была благоустроена на деньги украинского мецената.

Переезд на квартиру. Фото: Сатирические рисунки В. Кадулина на открытках издательства «Рассвет» (1910-е гг.).

Зеленый мундир или серая тужурка

Хотя памятные даты северных соседей становятся у нас все менее популярными, предстоящий 25 января Татьянин день все же ассоциируется у многих с неистребимой романтикой студенческой жизни. В конце XIX века и начале ХХ века киевские студенты, как и московские, должны были подчиняться уставу и правилам учебного заведения, но киевляне не уступали собратьям из других городов в стремлении к независимости.

Согласно официальным предписаниям, для воспитанников Киевского университета ввели обязательную форменную одежду, в которой надлежало пребывать как на занятиях, так и на улице. В правилах, изданных в 1902 году, были перечислены такие составные части студенческой формы: темно-зеленая фуражка с козырьком и темно-синим околышем, однобортный темно-зеленый суконный мундир с желтыми металлическими пуговицами, темно-синим воротником и обшлагами, двубортный сюртук аналогичной расцветки, темно-зеленые шаровары поверх сапог, черный галстук, белые замшевые перчатки. Зимой предписывалось носить темно-зеленое пальто с синими петлицами на воротнике. Вместо пальто, впрочем, допускалась серая шинель офицерского образца. А взамен мундира в повседневном обиходе было разрешено более скромное одеяние - серая тужурка с синими петлицами. Правда, для праздничных богослужений и других торжественных случаев мундир считался обязательным, причем к нему полагалась даже шпага, "которая носится без темляка и портупеи в разрезе, имеющемся на левой стороне мундира".

Цикл медицинских наук. Хирургия. Фото: Сатирические рисунки В. Кадулина на открытках издательства "Рассвет" (1910-е гг.).

Однако студенты не особенно считались с этими нормами, тем более что далеко не у всех имелись средства на полный форменный комплект. Лишь пресловутая тужурка должна была символизировать установленную форму. Но вплоть до начала прошлого века в Киевском университете сохранялся обычай, согласно которому каждый вновь поступивший студент обязан был торжественно представиться ректору и обменяться с ним рукопожатием. И для этой церемонии мундир и шпага были совершенно необходимы. Проблема, однако, решалась легко. Мундир при необходимости можно было позаимствовать у состоятельных товарищей, а шпагу за небольшую мзду давал напрокат университетский педель (надзиратель), который дежурил в приемной у ректора.

"Бедный студент" в денежном исчислении

Мемуарная литература сохранила сведения о минимально необходимых расходах для студента университета Святого Владимира в Киеве лет полтораста назад, в 1860 - 1870-х годах. Речь шла о тех, кто успешной учебой освободил себя от платы за учение, но не имел в городе родных, у которых мог бы жить. Так вот, за квартиру (точнее, за "угол") таким студентам приходилось платить от 5 до 9 рублей в месяц. Умеренное питание стоило за тот же месяц от 7 до 10 рублей. До пяти рублей расходовалось на сахар, чай, бытовые затраты и т. п., еще рубля три следовало предусмотреть на непредвиденные расходы (к примеру, посещение театра). Итого в месяц требовалось по меньшей мере 20 - 25 рублей.

На урок. Фото: Сатирические рисунки В. Кадулина на открытках издательства "Рассвет" (1910-е гг.).

А студенческими доходами были прежде всего частные уроки. Репетиторство приносило от 6 до 15 рублей в месяц с одного ученика. Стало быть, студент вынужден был набирать несколько уроков, пешком обегая всех своих подопечных. Поскольку в деньгах нуждались многие, на этом "рынке" спрос всегда опережал предложение. Иногда студенческое товарищество вмешивалось в ситуацию. Если кто-то из особенно удачливых репетиторов обзаводился слишком многими учениками, его заставляли уступить часть уроков нуждающимся коллегам. Еще бы - никому не хотелось довольствоваться предельно скромным дневным рационом: чаем с куском колбасы и трехкопеечной булкой.

Чтобы студентам жилось хоть немного полегче, в начале ХХ века при крупнейших заведениях - университете и политехническом институте - были открыты просторные столовые. За счет благотворительных пособий они кормили учащихся дешево и очень сытно. К примеру, сохранились свидетельства о том, что в столовой КПИ (ее помещение теперь преобразовано в учебный корпус № 35) "на первое подавали борщ с мясом, на второе - мясное блюдо, белый хлеб без ограничения". Стоило все это 25 копеек, причем порции были такими, что позволяли насытиться на целый день. Таким образом, студент мог быть уверен, что при наличии семи рублей с полтиной в месяц он голодным не останется.

Веселый взгляд художника

В 1910-е годы киевское издательство "Рассвет" выпускало художественные почтовые карточки с сатирическими рисунками, пользовавшимися немалым успехом. Автором значительной части таких открыток был талантливый художник-киевлянин Владимир Кадулин (иногда он подписывался псевдонимом Наядин).

Цикл естественных наук. Занятия по ботанике. Фото: Сатирические рисунки В. Кадулина на открытках издательства "Рассвет" (1910-е гг.).

Карикатуры Кадулина были сгруппированы в несколько серий. Одна из них называлась "Типы студентов". Автор с поразительной наблюдательностью и острым юмором запечатлел местных учащихся в разнообразных ситуациях. Его "типы" составили разные, так сказать, "номинации". Часть открыток посвящена университетским специальностям: растрепанный математик с расчетами под мышкой, обстоятельный рыжебородый студент-физик в пенсне, наутюженный лопоухий юрист, скромный трудяга медик… Другие карикатуры представляли "национальные типы" студентов: здоровенный краснолицый украинец в вышиванке под тужуркой, юркие евреи, вальяжный поляк с папироской, жгучий брюнет с огромным носом - "член кавказского землячества". В ряде остроумных сюжетов были отражены коллизии быта - квартирный вопрос, беготня по урокам и т. п. Находчивый художник придумывал для бытовых сценок толкования в духе учебной программы: воспитанник медицинского факультета хирургическими стежками зашивает штаны, теорию финансового права студенты изучают в очереди в ломбард, а сравнительной анатомией занимаются, обсуждая с приятелями проходящих мимо барышень… 

Кстати

Как Терещенко москвичей спонсировал

Никола Терещенко. 

Известно, что именно в Татьянин день (12 января по старому стилю) императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии в Москве университета, откуда и пошла традиция зимнего студенческого праздника. Имя святой мученицы Татьяны присвоили домовой церкви при Московском университете. Не все, однако, знают, что старостой этого храма в течение трех лет - с 1873-го по 1876-й  состоял знаменитый благотворитель-украинец, крупный сахарозаводчик Никола Терещенко. В ту пору его жизнь и предпринимательская деятельность была связаны с Москвой, где он владел собственным каменным домом. На свои деньги Терещенко обновил подопечный храм, и университетское правление письменно выразило ему признательность "за значительные пожертвования для той церкви". Но затем Никола Артемьевич перебрался в Киев, и дальнейшая биография мецената и его семьи была связана прежде всего с городом на Днепре.