Моисеев изменил ход развития мирового хореографического искусства, сделал народный танец достоянием мировой культуры. Он стал организатором и также бессменным художественным руководителем и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца.
Детство
Родился Игорь Моисеев в 1906 году в Киеве. Его отцом был Александр Моисеев - юрист, который принадлежал к обедневшему дворянскому роду, мамой - полуфранцуженка, полурумынка Анна Грэн - модистка по профессии.
Когда Игорю было 4 года, отец попал в тюрьму из-за его симпатий к анархизму: Александр придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Когда это произошло, Анна увезла маленького сына в Париж и оставила в пансионе. Сама же вернулась хлопотать за мужа.
Жизнь в пансионе оказалась трудной. В основном там воспитывались там дети шести-семи лет. Игорю доставалась от них как от самого младшего. Наставники также не делали Игорю "скидку" из-за возраста, и предъявляли к нему те же требования, что и к старшим детям. Если же у Игоря не получалось выполнить требования, наказывали. Иногда даже в темный карцер сажали.
Мытарства мальчика закончились, когда отцу удалось оправдаться. После выхода Александра из тюрьмы мама сразу забрала Игоря из пансионата в родную страну.
Балет как противовес улице
Когда Игорю было 14 лет отец, сильно опасавшийся "дурного влияния улицы", записал парня в балетную студию Большого театра Веры Ильиничны Масоловой - лишь для того, чтобы Игорь был постоянно занят. Игорь быстро увлекся балетом, отдавая обучению все свои силы и время.
Через несколько месяцев обучения Вера Ильинична взяла парня за руку и привела его в Хореографический техникум Большого театра. Игорь успешно сдал вступительный экзамен и попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Горского.
Родители в то время относились к балету как к временному занятию Игоря и лишь спустя годы поняли, что их сын связал свою жизнь с танцем навсегда.
Чайник на первую зарплату
В то время семья Моисеевых жила бедно. Отец преподавал французский язык, мама перешивала вещи из старья и бралась за любую работу. Они постоянно недоедали. В 17 лет Игорь начал, на почве истощения, сильно болеть и почти год не мог танцевать. Из-за болезни его выпуск из техникума был отстрочен на год: он закончил обучение в 18 лет, хотя воспитатели хотели "выпустить" еще в 17.
|
По окончании обучения Моисеев автоматически попал в кордебалет на самую низшую ставку. Его первая зарплата составила 20 рублей. Получив ее, Моисеев отправился в магазин "Мюр и Мерелиз", что работал напротив Большого театра, и купил чайник: домашний чайник тек, и для того, чтобы вскипятить воду, семья каждый раз замазывала его оконной замазкой.
Из массовки на главную роль
В 1924 году в театр пришел балетмейстер Касьян Голейзовский, который готовил к постановке "Легенду об Иосифе Прекрасном". Изначально Моисеев участвовал в массовке, однако он как-то заметил, что Голейзовский присматривается к нему более внимательно. Однажды в ходе репетиций он назначил Игоря исполнителем главной роли во втором составе. После первых двух спектаклей Моисеев и вовсе стал вести балет. Исполнял он и главную партию - разбойника Рауля - в балете "Теодолинда".
В течение нескольких лет Моисееву ему пришлось пережить еще немало: увольнение, годовой "простой" а также игнорирование со стороны худрука Большого театра. Однако со временем все наладилось. Он стал солистом и одновременно балетмейстером. В то Моисеев поставил танцевальные сюиты в операх "Кармен", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Турандот", а также балеты "Саламбо", "Три толстяка", "Спартак", и другие.
Ансамбль
В 1937 году Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца, руководителем которого и был следующих 70 лет. Ансамбль стал тем уникальным Театром народного танца, который вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца. Благодаря ансамблю Моисеева народный танец стал явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Коллектив побывал с ансамблем в более шестидесяти странах мира. Во многих - более десяти раз. Ему рукоплескали Сталин и Берия.
На сегодня в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы.
|
Школа
В 1943 году Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ). Через 23 года, в 1966 году, он также основал Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва).
Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы выполнял поручения правительства и министерства культуры СССР. Он готовил постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников, был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных важным событиям общественной жизни страны.
Моисеев участвовал в жизни своих проектов до последнего своего дня. Не стало "короля танца" в 2007 году – он скончался от сердечной недостаточности в больнице. Ему был 101 год. Похоронили Моисеева на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
|
Семья
Игорь Моисеев был женат трижды. Его первой избранницей была прима-балерина Большого театра Нина Подгорецкая, которая помогала хореографу создавать ансамбль.
Второй женой Моисеева стала народная артистка Тамара Зейферт. В их браке родилась дочь Ольга .
Третьей и последней избранницей хореографа стала также известная артистка - Ирина Моисеева (Чагадаева, Конева), которая танцевала в ансамбле с 1941. Пара была вместе до смерти Игоря Александровича.
|