Французы сравнили Звягинцева с Достоевским

А депутат Госдумы требует с режиссера денег за ложь.

Исполнители главных ролей в фильме «Левиафан» актеры Алексей Серебряков и Елена Лядова. Фото: kinopoisk.ru

Российский фильм "Левиафан", еще не выйдя в прокат, будоражит народ уже неделю. Получившая серьезную кинопремию "Золотой глобус" и номинированная на "Оскар" драма от тандема режиссер Звягинцев - продюсер Роднянский попала в эпицентр скандала. По мнению жителей поселка Териберки в Мурманской области, где снималось кино, режиссер исказил реальность и специально сделал акцент на всем плохом - одним словом, представил жизнь российской провинции в неприглядном для иностранцев виде. 

В результате скандала Звягинцев, который до этого момента считался в российском кинематографе одной из ключевых фигур, оказался едва ли не врагом народа. 

Конечно же, не обошлось без депутата Госдумы Виталия Милонова - он направил в адрес председателя правительства РФ официальное обращение, где высказался на тему, что Андрей Звягинцев снял лживую антинародную картину и государство обязано взыскать неустойку с режиссера. Деньги-то на фильм потрачены народные. Милонов также потребовал возродить институт художественной и идеологической цензуры в кино.

В то же время в СМИ появился отчет французских журналистов, которые ради "Левиафана" съездили в Мурманскую область, чтобы убедиться, насколько реально то, о чем повествует в своей картине Звягинцев. Териберку французы назвали краем света и мертвым местом, где ветер причесывает тайгу. 

"Школа, рыбная фабрика, крошечный магазин женской обуви, охраняемый немецкой овчаркой, мотоцикл с коляской 60-х годов, грязь, заброшенные здания, руины - и это все. Звягинцев не показал эту пустоту, зияющие трещины, мертвые здания, - пишут журналисты из Telerama. - Он ограничился показом великолепной природы, бушующего океана, скалистых берегов, валунов, обломков старых кораблей".

Свою статью французские журналисты закончили очень лирично.

"В момент, когда мы покидали этот конец конца света, пьяный водитель врезался в магазин женской обуви, - констатируют увиденное французы. - Мужчина вылез из машины, ругаясь. На нем только футболка с надписью "Министерство по чрезвычайным ситуациям". ­Мы наконец поняли, что никакой фильм не в состоянии вместить в себя Россию, которая слишком необъятна, со своими нормами - иногда странными, со своими трагедиями - иногда веселыми. И особенно мы поняли то, что Андрей Звягинцев понял гораздо раньше. "Русский человек слишком широк, я хочу его сузить", - говорил Достоевский. Звягинцев тоже".

Говорят, что в Россию на днях вернулся продюсер картин Александр Роднянский, скорее всего для того, чтобы сузить болезненные последствия от нежданного скандала. Он до сих  пор  не дал комментариев по этому поводу, но еще в декабре Роднянский в беседе с прессой настаивал на том, что "Левиафан" - это ни в коем случае не политическое заявление, а лишь "высказывание на территории искусства". Почему-то многие доморощенные критики позволили себе об этом забыть.