На днях мне пришлось принимать участие в конференции, организованной одной из политических партий левого толка. Практически все выступающие говорили о том, насколько разными являемся мы, украинцы. Мол, существуют у нас две Украины - одна Восточная, другая - Западная. И существуют у нас два народа, а также глубинные противоречия между этими народами, которые не дают нам нормально жить и развиваться. Отсюда - два языка, две цивилизации, две культуры, две истории.
Киевский институт проблем управления имени Горшенина на протяжении прошлого года внедрял годовую исследовательскую программу «Ментальные основы выбора», которая была призвана разобраться с тем, насколько обоснованными являются заявления отдельных политиков о разности украинцев, а также насколько имеют под собою почву досужие апокалиптические размышления о близящемся конце государственности и расколе Украины на две части. В ближайшее время институт готовит презентацию своих исследований, но уже сейчас можно говорить о первых сенсационных результатах.
Итак, в ходе исследования постоянно опрашивали около 2000 граждан во всех регионах Украины. Анкета социологического исследования разработана по специальной методике квалифицированными социологами совместно с социальными психологами. Уникальность исследовательской программы состояла и в том, что ноу-хау Института Горшенина тестировалось при помощи французских специалистов и проходило некую «обкатку» во Франции, а после положительных результатов тестов внедрялось в Украине.
Не углубляясь во множество нюансов исследования (оно вылилось в научную монографию авторского коллектива института под редакцией кандидата социологических наук В.В. Поповича), уже сегодня можно акцентировать внимание на некоторых важных вещах, что позволяет дезавуировать несколько устойчивых мифов.
Миф первый
Украинцы разочарованы в Украине
Важным моментом в исследовании стало то, что, несмотря на пессимизм наших политиков, отсутствие стратегии развития страны и кризисные явления в обществе, большинство граждан Украины проявляют свой ярко выраженный патриотизм. «Гордитесь ли вы тем, что являетесь гражданином Украины?» - спросили мы граждан Украины. «Гордимся!» - отвечали 52,15% граждан. «Нет!» - ответили 21,69%. Не смогли ответить на вопрос 26,15% респондентов.
При этом очень важно подчеркнуть: гордятся паспортами с Государственным гербом Украины более 70% тех, кто побывал за рубежом. То есть распространенный тезис о том, что нас в мире ни во что не ставят и воспринимают как неких людей второго сорта, - ложный.
Важно отметить, что наибольший показатель тех, кто гордится своей страной - среди молодежи: респонденты в возрасте от 18 до 25 лет более чем в 70% случаев говорят, что у них есть все основания гордиться Украиной. Для молодых людей от 12 до 16 лет вообще не существует этой проблемы: Украина - их Родина, другой они не хотят.
Миф второй
Восточные и западные украинцы враждебно относятся друг к другу
Наши исследования показали, что враждебности как раз и нет. Большинство украинцев попросту не знают друг друга. Мы живем в неких удельных княжествах, при этом жители одной области получают минимум информации о жителях другой области, горизонтальные связи фактически отсутствуют - как на уровне элит, так и на уровне отдельных граждан.
Лишь 38,1% галичан считают, что восточные украинцы приспособлены к условиям рынка. Только 26,4% западных респондентов верят в то, что на востоке страны умеют колядовать, щедровать, правильно креститься и вышивать крестиком. Патриотами восточных украинцев считают 32% «западенцев». Образованность и культуру могут проявить на должном уровне - так, чтобы быть оцененными по достоинству западными респондентами - лишь 37% «східняків». Только 33,5% респондентов видят в восточных украинцах открытость и доброжелательность (остальным, небось, попадались на жизненном пути некие угрюмые и необщительные шахтеры или же «братки», коими так любит пугать свой электорат «оранжевый» лагерь). Хозяйственность и практичность, по мнению западных респондентов, характерны лишь 28,7% восточных украинцев.
Но! От 33 до 43% западных респондентов затрудняются с ответом на поставленные вопросы. То есть, скорее всего, им не удалось сформировать своего мнения о востоке Украины и о людях, которые там обитают. Поэтому стоит ли удивляться, что в обществе так живучи стереотипы? Осознание востока западом остается на том же уровне - мифического восприятия. Лозунг «Донецкие идут!» безукоризненно действует как страшилка для избирателей на западе - и, кажется, никто не заинтересован в том, чтобы стереотипы ломались.
Восток более великодушен по отношению к западу. 38,8% считают, что галичане и волыняне выживут в условиях рынка. 82,7% свято убеждены: традиции и обычаи Украины базируются исключительно на потенциале запада. 60,9% считают западных украинцев несомненными патриотами. Уровень культурного восприятия (уровень культуры и образованности) восточными украинцами западных - симметричный: только 38,7% респондентов видят в Галичине проблески культуры. Политически активными жителей запада считают 60% жителей востока. Открытость и приветливость видят в галичанах лишь 30,6% дончан. Хозяйственность и практичность - 47,4% респондентов.
Но! 23 - 38% респондентов не знают запад Украины и свои суждения могут основывать тоже на мифах и легендах - о ветеранах УПА, которые до сих пор пускают поезда под откос, не зная, что война давно закончилась, о насильственной украинизации каждого, посмевшего переехать через Збруч, о ненависти к москалям…
Миф третий
Восточные украинцы хотят присоединиться к России, западные - к Евросоюзу
Наши социологические исследования показывают: если спрашивать жителя востока Украины о том, хочет ли он сближения с Россией - преимущественное количество респондентов ответят утвердительно. Давайте теперь разложим вопрос на «фракции».
Хотите ли вы институционного объединения с Российской Федерацией? Выступаете ли вы за единую валюту? А за единую армию? Оказывается, тех, кто хотел бы объединения Украины и России, остается в результате не более 4%. Большинство устроили бы прозрачные границы, возможность свободно передвигаться по территории России, трудоустраиваться, интенсифицировать культурный обмен - не более.
То же касается и западных украинцев. Хотите ли в ЕС и НАТО? «Конечно!» - отвечают респонденты. А хотели бы вы, чтобы законы для вас принимали в Брюсселе? И чтобы киевские чиновники неукоснительно воплощали те квоты на металл, уголь и зерно, которые будут спускаться «сверху», из-за рубежа? «Нет, не хотим!» - кричат галичане. Только 9% согласны с тем, чтобы идти в Европу на таких условиях. Для большинства западных украинцев степень интеграции в Евросоюз заканчивается на стадии безвизового режима и свободного передвижения услуг и товаров. Ну плюс еще возможность свободного доступа к европейским культурным ценностям и к европейскому образованию.
То есть большинство украинцев - за развитие своего собственного проекта. И если кто-то говорит о Европе, то его больше интересует европейская система социальной защиты, чем европейские чиновники, утверждающие бюджет и законы.
Если кто-то говорит о России, то его интересуют традиционные - веками наработанные - связи с северо-восточным соседом, добрососедские отношения и доступ к сырьевым ресурсам, а не желание видеть Путина (или Медведева) президентом Украины.
КСТАТИ
- Абсолютного присоединения Украины к России на востоке нашей страны хотят лишь 4% жителей.
- Немедленная интеграция в Евросоюз со всеми вытекающими последствиями устраивает только 9% западных украинцев.
Но что же особенно тревожит наших соотечественников?
Вовсе не то, что предлагают в качестве основной версии украинские политики. Не раскол, не противостояние востока и запада. Больше всего наших граждан беспокоят: беззащитность перед власть имущими, неуверенность в завтрашнем дне и беззаконие.
Более половины респондентов считают, что в безнаказанности преступников виноваты именно суды. Интересная ситуация: чем выше уровень материального благополучия граждан, тем выше уверенность в том, что в судах можно добиться правды. Лишь 3% граждан с материальными проблемами верят в честность судов. 52,5% тех, кто считают, что в Украине существуют механизмы защиты прав человека, согласны с мнением, что решения судов покупаются. То есть механизмы защиты прав есть, но за них следует платить. 84,41% считают, что коррупция распространена в целом по Украине. При этом 58,27% граждан не ожидают громких антикоррупционных скандалов.
Среди наиболее эффективных методов борьбы с коррупцией опрошенные называют ужесточение ответственности (50,3%), усовершенствование законодательства (44,17%), усиление контроля (36,2%). Но только 6,5% респондентов уверены, что предоставление дополнительных полномочий правоохранительным органам сможет улучшить ситуацию.
Менее половины опрошенных (45,28%) утверждают, что частная собственность неприкосновенна. Четверть опрошенных считают, что государство имеет право изымать частную собственность в государственный фонд в строго определенном порядке. Еще 17% граждан заявили, что крупная частная собственность должна быть национализирована. 12% не сформировали свое отношение к проблеме - очевидно, им нечего терять, даже своих цепей. 48,76% граждан полагают, что ситуация с личной безопасностью за последнее время не изменилась. 35,94% видят существенное ухудшение. И только чуть более 6% респондентов говорят об улучшениях в данной сфере.
Все это позволяет сделать вывод о том, что Украина медленно, но уверенно скатывается к сценарию, который можно охарактеризовать как «латиноамериканизация общества». То есть - к ситуации, при которой лишь небольшая горстка людей сможет управлять массами при помощи коррупционных схем, а суды будут покрывать коррупционные схемы власть имущих. Именно коррупция станет основным признаком государства.
Вот главная проблема украинского общества. А делят нас на восток и запад те, кто хотели бы под прикрытием этой «страшилки» внедрять коррупционные схемы и насыщать ими государственную машину. Как тут не вспомнить слова Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!»
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Мифы, которые развенчивает Кость Бондаренко, согласился прокомментировать его коллега, директор социологической службы Центра Разумкова Андрей БЫЧЕНКО.
- Существует большая разница между понятиями «гордиться» и «разочароваться»: наши исследователи пришли к выводу, что украинцы разочарованы вовсе не самостоятельностью страны, а ходом событий в Украине - неработающим парламентом, «корявыми» законами и т. п.
Также я не могу согласиться с постановкой вопроса о враждебности украинцев, жителей запада и востока страны. Дело в том, что как для тех, так и для других существует ряд вопросов, по которым их позиции не совпадают. Например, внешняя политика государства, конфессиональная принадлежность и пресловутый языковой вопрос. Однако эти проблемные точки для украинцев не принципиальные. Важно совпадение мнения жителей запада и востока по главным вопросам жизнедеятельности страны - например, коррупция и медобслуживание.
Что до третьего мифа, - он объясняется очень просто. На западе «любят» Евросоюз, а на востоке - Россию по причине того, что жители этих регионов ездят на заработки в соответствующие страны.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Кость Бондаренко родился в 1969 г. Окончил исторический факультет Львовского университета им. И. Франко (1994). Кандидат исторических наук (1997).
С 1997 г. - руководитель аналитического отдела Львовской областной организации Народно-демократической партии.
В 1998-2001 гг. - директор Центра политических исследований «Нова хвиля». 2001-2002 гг. - аналитик Бюро политического консалтинга «Пента»; в 2002-2004 гг. - руководитель Центра исследования общественных процессов «Эксперт».
Ныне - директор киевского Института проблем управления им. Горшенина.