Местным бюджетам не увеличили, а уменьшили финансирование

По мнению эксперта, в таких условиях ни о какой самостоятельности регионов не может быть и речи.

Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

В последнее время правительство не устает говорить о том, какими самостоятельными стали местные власти. Украинский премьер даже анонсировал, что министры будут ездить по регионам, дабы доводить до граждан нынешнюю политику правительства. Однако эксперты говорят, что слово нынешней власти в очередной раз разошлось с делом. Причем в противоположных направлениях.

Премьер уверенно заявляет: люди получили дополнительные полномочия и дополнительные права на местах.

- Надо, чтобы в каждой области мы еще раз всем объяснили: просили дополнительных прав, правительство отдало часть полномочий на места, - цитируют премьера СМИ. - Теперь этими полномочиями местные органы власти должны воспользоваться на благо граждан на каждой территории.

В правительстве уже нарисовали очередные "нью-васюки". Дескать, по предварительным

расчетам рост ресурса местных бюджетов в 2015 году составит более 30 млрд. грн. А поскольку система обеспечивает автономность принятия местных бюджетов и децентрализацию, то в будущем такие изменения приведут к росту доходов местных бюджетов в два-три раза.

Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается с точностью до наоборот, и на самом деле местным бюджетам фактически не увеличили, а урезали финансирование.

- Начнем с того, что на балансы местных бюджетов передали медицинские и образовательные учреждения - то есть теперь они должны на свои деньги содержать школы и больницы, - отметил "Комсомольской правде" в Украине" президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Но при этом у местных властей забрали все, что приносило доходы. Например, если раньше Киев отдавал в центральный бюджет 50% своих доходов, то теперь эта цифра выросла до 60%. Но еще больше не повезло регионам: им оставили только 25% а раньше им оставалось все. Если, например, раньше в местных бюджетах оставалась половина платежей за природные ресурсы, то теперь лишь четверть. Это очень мало!

Местным бюджетам оставили кое-что еще, но это мизер. Например, ввели налог на недвижимость и посоветовали: с него и живите. Но, во-первых, далеко не в каждом регионе на этом налоге бюджет может заработать. Во-вторых, из-за того, что изменения в налоговое законодательство прописаны неграмотно, этот налог можно легко обойти.

- Еще из "новшеств" я бы отметил введение дополнительного акциза на продажу – это вообще нонсенс! - говорит Охрименко. - Фактически местным властям разрешили взимать акциз с некоторых товаров повторно. С одной стороны, это противоречит законодательству и здравому смыслу. С другой стороны, данная мера все равно не наполнит бюджет, так как вырастет количество "левого товара". Что касается рентных платежей, которые также оставили местным властям, то в большинстве регионов это такие несерьезные деньги, что и говорить об этих суммах не стоит. Словом, местным бюджетам без дотаций никак не обойтись, так что ни о какой самостоятельности не может быть и речи.

В то же время, продолжает эксперт, это как раз тот случай, когда не помешало бы воспользоваться европейским опытом. Например, в Европе в центральный бюджет уходят только НДС и акциз, а остальное остается в местной казне. И там местные власти действительно самостоятельные - они за свои деньги и дороги строят, а например, в Германии даже высшее образование оплачивается из местных бюджетов. Но пока децентрализация по-украински и по-европейски - это земля и небо.