Лев Крамаренко рисовал по утрам, чтобы успевать преподавать

13 января исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося украинского живописца и монументалиста.

Лев Крамаренко и его "Бурное море". 1938 год.

Лев Крамаренко родился в 1888 года в Умани.  После школы он сначала поступил на  юридический факультет Петербургского университета, однако  любовь к искусству пересилила и вскоре он перевелся в мастерскую профессора Петербургской Академии художеств Дмитрия Кардовского. 

Когда парню было 20 лет, у него появилась возможность переехать в Париж. Крамаренко продолжил обучение живописи в приватных академиях у Шарля Герена, Пьера Боннара, Поля Серюзье, Мориса Дени.  После он объездил Италию, изучая росписи мастеров раннего Возрождения. Побывал в Мюнхене, где знакомился с большими декоративными панно Ганса Маре. 

В  эти годы происходит формирование Крамаренко как художника-монументалиста. Путешествуя, он "шлифовал" свое умения, работая в музеях Константинополя и Афин. Одно время читал лекции в Риме. 

Крамаренко вернулся в Украину в 30 лет. Стал директором Глинской керамической школы на Полтавщине, параллельно работая председателем художественного совета и руководителем мастерских живописи и композиции Керамической школы-мастерской в Межигорье под Киевом  (с 1923 года переименован в Художественный керамический техникум ). 

Крамаренко также избрали профессором монументальной живописи Всеукраинской Академии искусств, реорганизованной со временем в Киевский институт пластических искусств. Со временем художник стал его ректором. 

С 1927 года Крамаренко был одним из организаторов "Объединения современных художников Украины. Принимал активное участие в его работе и участвовал в художественных выставках объединения. 

В 1932 году художник переехал в Москву. Через четыре года после переезда он возглавил монументальную мастерскую в Московском художественном институте для повышения квалификации художников.

Шах-И-Зинда. 1934 год. 

Утренние труды

Работая,  художник никогда не переставал писать картины. Чтобы успеть поработать над картиной, он ежедневно вставал в 5—6 часов утра. Крамаренко сразу же садился за мольберт или брал этюдник и шел писать пейзаж.

Кроме того, каждый год в летние месяцы художник уезжал на Кавказ, в Украину, в Среднюю Азию, где много и напряженно работал с натуры. В это время "общения с природой" и развивался живописный метод художника, рождался яркий и своеобразный пластический язык.

Метод Крамаренко был близок принципам живописи таких советских художников, как  Кончаловский, Лентулов, Осмеркин. 

Военный период

В ноябре 1941 года Московский, Киевский и Харьковский художественные институты были эвакуированы в Самарканд. Крамаренко последовал за вузами. Он всеми силами занялся организацией педагогического процесса объединения учебных заведений.   Крамаренко работал  до последнего своего дня: художника не стало 2 марта 1942 года.

Эскиз для его могильной плиты исполнил Владиимир Андрееевич Фаворский. 

Старый дом. Батуми. 1926 год. 


Наследие

Первая выставка украинского художника открылась 2 апреля 1913 года в залах Императорского "Общества поощрения художеств" в Петербурге.

Наиболее известными его произведениями является "Работница" ,"Натюрморт с самоваром", "Заводское поселок. Донбасс",  "Деревья у оврага", "Серебристые дальше. Самарканд" и другие. В серии его натюрмортов в полной мере проявляется его природный декоративный дар.

Особенностью автора является то, что он одновременно сохранял строгую и четкую композицию и параллельно достигал "объемности" предметов.

Бузковый ставок. 1941 год