Тем временем братья рассказали кинообозревателю «КП» уже о следующем своем проекте...
...Незадачливый ковбой (Джош Бролин) оказывается не в том месте, не в то время, когда на живописно усеянном трупами месте разборки наркомафии находит целый чемодан денег. Разумеется, недолго думая, он его подберет. Разумеется, по следу за ним пойдет страшный киллер по имени Антон Чигур (умопомрачительная работа испанца Хавьера Бардема). «Старикам здесь не место» - настоящий триумф режиссуры, в котором нет ничего лишнего, который способен одновременно вызывать диаметрально противоположные реакции - смех и шок. Коэны рассказывают свою зубодробительную историю средствами чистого кино, хотя это и экранизация романа популярного в США писателя Кормака Маккарти. Даже к музыке для усиления саспенса ни разу не прибегли. Но в жизни великолепные мастера режиссуры скорее похожи на учеников-двоечников - ни пафоса, ни фанаберии, ни любви себя в искусстве в них и близко нет.
Не криминальное чтиво
- Многие называют «Стариков...» вестерном. Для нас это совсем не так, - говорит щупловатый и рыжий брат Итан, которому в жизни не дашь «полтинника», от силы - лет 35. - В картине действуют персонажи, по внешнему виду смахивающие на ковбоев, но и это исключительно по той причине, что действие происходит на Западе. Скорее это фильм-преследование, фильм-погоня.
- Кто-то сказал, что это медленный фильм-погоня, - усмехается более величественный брат Джоэл. - У нашей картины довольно странная повествовательная структура: поначалу кажется, что это какое-то криминальное чтиво, но в конце понимаешь, что это совсем не так. Хороший парень не одерживает победу над плохим. А персонаж, который определял развитие сюжета, исчезает. И становится более важным герой Томми Ли Джонса - шериф, который был на обочине сюжета...
- Вы чувствуете давление зрителей, требующих от вас картин в духе «Фарго», которые у вас так великолепно выходят?
- Мы не задумываемся об этом, - не моргнув глазом, отвечает Джоэл.
- Хотя, возможно, и стоило бы, - парирует Итан.
- Мы очень незрелые. Планируем только свою следующую картину. И никогда не думаем о том, как бы удовлетворить ожидания зрителей, - подводит черту Джоэл.
|
Три грубых мачо
- Ваш новый фильм - история трех грубых мачо, которые ни разу не пересекаются на экране.
Итан: - В романе персонажи встречаются совсем ненадолго, но мы отказались от этого. Мы изменили характер многих сцен, чтобы перевести книгу на драматический язык кино. Все, что мы им позволили, это поговорить по телефону.
Джоэл: - История разворачивается на натуре, которая тоже очень груба. Среда очень суровая. И характеры персонажей произрастают именно из нее. Поэтому они такие интересные. А персонаж Бардема кажется среди них чужаком. Найти актеров на эти роли было очень непросто. Хавьера нашли в Испании, ведь он настоящий мачо. А вот с выбором актера на роль ковбоя-неудачника намучились. В Голливуде ведь все актеры - трепетные души.
- Сыгранное Бардемом исчадие ада - пожалуй, самый яркий образ отрицательного героя со времен «Терминатора».
Джоэл: - Да, его Антон Чигур остается совершенно безучастным по отношению ко всему, что творит в фильме.
Итан: - Он как дзэн-буддист. Находится в состоянии полного мира и гармонии с самим собой даже в самые кровавые моменты. Сам Хавьер говорил, что его герой хладнокровен, как священник. В конце съемок он стал приходить на площадку и спрашивать: «Кого я убиваю сегодня?»
- Кто придумал ему эту безумную прическу?
Джоэл: - Художники по костюмам. Именно так были причесаны и одеты жители приграничных городков в конце 70-х годов.
Итан: - Хавьеру очень нравилась его прическа - но только в момент съемок. А вот от необходимости и в реальной жизни ее носить он был совсем не в восторге. Таким образом, она вызывала у него сразу две сильные эмоции.
- Ваша картина - отнюдь не безмозглый боевик, а глубокое авторское высказывание о моральном состоянии современного мира.
Итан: - Легко усмотреть в нашем фильме отчаяние. Но для нас он прежде всего о боли и драме старения.
|
Джоэл: - Да, мир всегда был жесток и полон насилия. Но тем не менее в нем немало смешного. Мы всегда стремимся отразить обе эти стороны, соблюсти равновесие.
Клуни будет сексуальным маньяком
- Вы часто работаете с одними и теми же актерами - Туртурро, Бушеми, Клуни... Но в «Стариках...» сняли других.
Итан: - Мы не умеем работать с незнакомыми людьми. Когда мы придумываем своих персонажей, то всегда думаем о том, кто бы мог их сыграть. Это нам помогает. В случае же с этой картиной персонажи были уже готовы, поэтому нам пришлось пройти процедуру кастинга, которую обычно обходим стороной.
Джоэл: - И Томми Ли Джонс, и Вуди Харрелсон словно рождены для своих ролей. А вот в следующей нашей картине «По прочтении сжечь» будет задействована вся наша «шайка» - Клуни, Брэд Питт, моя жена Фрэн (актриса Фрэнсис Макдорманд, сыгравшая женщину-полицейского в «Фарго» и удостоенная за эту роль «Оскара». - С. Т.)...
- Питт у вас вроде бы не снимался.
Итан: - Должен был. В не снятом нами фильме по роману Джеймса Дики. Мы давно знаем Брэда и все искали повода с ним встретиться. Он сыграет инструктора по фитнесу.
- Членов вашей актерской «семьи» что-то объединяет?
Итан: - Они лишены тщеславия, им интересна актерская работа. Странно слышать такие слова о кинозвездах, правда?
Джоэл: - Да, мы работаем с большими звездами, но только с такими, кто легко отказывается от своей звездной личины в угоду роли. По-моему, это доставляет удовольствие и им самим, и нам, и зрителям.
- Клуни утверждает, что вам нравится делать из актеров идиотов.
Джоэл: - Надеюсь, он имел в виду, что мы заставляем их играть идиотов, а не чувствовать себя идиотами. Клуни-то у нас только идиотов и играет.
Итан: - И снова сыграет в следующем фильме. Таким образом получится идиотская трилогия с Клуни в главной роли: «О брат, где ты?» - «Невыносимая жестокость» - «По прочтении сжечь».
Джоэл: - На самом деле Клуни играет федерального маршала, полисмена. При этом он сексуальный маньяк. Находит себе жертв по Интернету.
- Вы всегда соглашаетесь друг с другом?
Итан: - Если одному из нас не нравится та или иная идея, мы ее отвергаем. А если беремся, то только за то, что нам обоим кажется интересным.
Джоэл: - Мы не идентичны друг другу, у нас могут быть разные мысли и чувства. Все начинается с разговора, дискуссии, после которой наступает консенсус.
5 лучших фильмов братьев Коэнов
- «Перевал Миллера»
- «Бартон Финк»
- «Фарго»
- «Большой Лебовский»
- «Человек, которого не было»
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Джоэл КОЭН родился 29 ноября 1954 года, а Итан - 21 сентября 1957 года в Миннеаполисе, штат Миннесота. Джоэл закончил Нью-Йоркский университет, а Итан - Принстонский. В 1984 году братья дебютировали в кино черным фильмом «Просто кровь». Три года спустя выпустили комедию «Воспитание Аризоны». В 1991 году выиграли «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля за картину «Бартон Финк», а в 1997 году удостоились «Оскара» за лучший сценарий к фильму «Фарго».