На Львовщине жители построили в селе дорогу за свой счет

Устав ждать реакции властей, сельчане сами провели тендер и отремонтировали трассу.

На этот участок даже общественный транспорт из-за ям не пускали. Фото: архив Олега Кравчишина

Разбитая дорога Навария – Мылятычи в селе Солонка под Львовом мало интересовала ответственные за нее службы. Мало ли таких в области? Львовщина не первый год находится в списке регионов с худшими в стране дорогами. А денег, как всегда, не хватает. Тем более, участок небольшой – всего километр. Но для местных жителей все обстояло иначе. Из-за огромных ям на участке сюда не заезжала ни одна маршрутка – годами люди ходили к ближайшей обстановке по два километра.

- Здесь уже столько людей погибло – только в этом году два человека,  - жалуется жительница Солонки Мария Степановна. – Каждый раз ведь, и днем, и вечером в темноте нужно через трассу перебегать. А перевозчики ни в какую сюда ехать не хотят – маршрутка колеса на нашей дороге потеряет.

Общественный транспорт пускали в объезд

Не нравился участок и местным автомобилистам, которым деньги за убитую на ямах и кочках машину никто не отдаст.

- Новенькая машина уже через три года превращается в развалюху, - рассказывают местные жители. – Так что оставляем автомобиль в гараже, и добираемся по два часа на работу во Львове на маршрутке, которая мимо села проезжает.

Селяне говорят, что лет шесть назад к дороге особых претензий не имели – не идеальная, но проехать можно. Положение ухудшилось после начала строительства гордости Галичины – стадиона "Арена Львов".

- Прекрасно, что построили, что к чемпионату "Евро-2012" успели, но дорогу нам убили напрочь – по 100 тяжелых грузовиков в день проезжало по этой дороге, - рассказывают сотрудники местного сельсовета. – Яма на яме. Маршрутки не ходят, на машине не проедешь – что делать? Дорогу перекрывали, дорожникам звонили – да толку.

Областные власти разводят руками – денег на такие дороги никогда не хватает. И неизвестно, появятся ли они когда-нибудь.

- В первую очередь, стараемся ремонтировать важные дороги областного значения, по которым ездят междугородние маршрутки, - говорят в облсовете. – Но в этом году на такой ремонт их почти нет.

Работы затянулись на полтора года

Но сельчане оказались не лыком шиты. Устав ждать реакции от властей и ответственных служб, скинулись и сами построили дорогу.

- А что было делать? У нас многие жители ездят на работу во Львов, все уже устали бегать по два километра к ближайшей маршрутке или гробить свой транспорт на этом участке, - говорит местный депутат Василий Дидух, один из инициаторов строительства дороги за свой счет. – В селе – почти пять тысяч жителей, это немало. Люди каждую субботу собирались в клубе, обсуждали, что да как делать. Сами провели тендер среди четырех фирм, выбрали исполнителя работ. И вот сейчас у нас уже хорошая дорога с брусчаткой – как во Львове.

Строительством дороги занялась компания, владельцем которой является местный житель. Оно так и лучше – решили сельчане.

- Доллар за то время вон как вырос – с 8 до 19 гривен, а предприниматель за работу цену не увеличивал, только расходы на стройматериалы пришлось пересчитать, - говорит Василий Дидух. – Изначально проект стоил 1 миллион 450 тысяч, но в итоге все обошлось в 1 миллион 670 тысяч. Квадратный метр дороги, если класть асфальт, стоил бы 250 гривен, а брусчаткой – 186. Потому и решили брусчаткой.

Все жители с радостью принялись помогать в строительстве – кто деньгами, кто знакомствами. Кстати, принуждать скидываться никого не пришлось – все давали, кто сколько мог.

- В среднем вышло по четыре тысячи, кто мог – давал больше, кто нет  - не давал вообще, - рассказывают местные инициаторы строительства. – Никого не заставляли. Все понимали – государство не сделает, а мучиться будем мы. Самыми активными оказались жители новостроек, но и старые улицы тоже подключились.

Строительные работы заняли полтора года – закончились только неделю назад. Теперь жители смогут убедить и перевозчиков, которые раньше не рисковали заезжать сюда.

- Работы порой затягивались: закупили материал, дальше денег нет – приостановили работу, - говорят в местном сельсовете. – Вот так потихоньку и строили.

Теперь местные намерены добиться, чтобы перевозчик пустил сюда маршрутку. Уверены, по такой трассе он точно не откажется ездить.

- Сделаем еще несколько остановок, и наконец-то будем, как все люди, - радуются сельчане. – Сейчас как раз занимаемся этим вопросом.

ЦЕНА ВОПРОСА

900 м новой дороги - 1 миллион 670 тысяч гривен 

Проезжая часть – 7 м

Тротуар – 1, 5 м

НА ЗАМЕТКУ

Что делать жителям, которые решили самостоятельно отремонтировать участок?

- получить разрешение в ответственных служб ("Львовоблавтодор", Служба дорог Львовщины, местные власти)

- найти деньги на ремонт (как вариант, скинуться всем селом или городком)

- найти строительные компании, провести между ними тендер

- приступить к работе!

КОМПЕТЕНТНО

Ярослав Качмарык, глава бюджетной комиссии Львовского облсовета

- Это прекрасно, когда таким образом местные жители помогают привести в порядок дороги в области. Лично я положительно отношусь к такой инициативе, но при одном условии – что отремонтированная коммунальная дорога не превратится в частную собственность жителей. Есть случаи, когда люди за свой счет ремонтировали участок, а затем ставили шлагбаум. Это нехорошо. Вообще, не секрет, что денег на ремонт дорог не хватает. Есть разница между стоимостью работ на дорогах, к примеру, Радеховского района, или в Солонке. Сомневаюсь, что в Радеховском районе жители смогли бы построить участок за свой счет. А Солонке, кажется мне, это по силам.