Идентификацию тел погибших военных тормозят их родные?

Лаборатория ДНК заработала с 1 октября, но пока удалось опознать тела только пяти погибших.

Фото: REUTERS

В конце августа Днепропетровск столкнулся с нестандартной ситуацией - в морг начали поступать останки тел погибших в зоне АТО воинов. По многим из них не было никаких данных - ни имен, ни даже подразделений. 

В октябре заработал центр по идентификации погибших. Но за два с лишним месяца его успехи не слишком завидные. С одной стороны, процесс довольно длительный, только на выделение анализа ДНК родственника уходит три недели. С другой - многие родственники до последнего отказываются верить в смерть сыновей и мужей. Со скрипом удалось идентифицировать и выдать 5 тел погибших, еще по 20 есть предварительные совпадения.

- Анализ ДНК погибших делается в специализированном центре в Запорожье, анализ ДНК родственников проводится в каждом областном центре Украины. Потом эти данные отсылаются в Киев, где создана единая база, по которой и сверяют профили ДНК, - рассказывает директор департамента взаимодействия с правоохранительными органами, гражданской защиты и обороны Днепропетровской облгосадминистрации Ирина Федорчук. 

Если родственники не принимают совпадения анализов, им предлагается пройти экспертизу еще раз. Процедура эта бесплатная. Только если в первый раз анализ ДНК брался, к примеру, у матери погибшего, то повторно берется уже у отца.

- Часто родственники отказываются верить в то, что близкого человека нет в живых, - поясняет Ирина Федорчук. - Они отказываются сдавать биологические образцы, надеясь, что сын, муж или брат жив и находится в плену. Тому подтверждение, что по 130 уголовным производствам, возбужденным по факту без вести пропавших в зоне АТО, анализы для ДНК сдал только 91 человек - родственники без вести пропавших.

Подтверждает слова Ирины и мать одного из бойцов, который считается без вести пропавшим.

- Сын ушел добровольцем еще в мае, - рассказывает Ольга, пожелавшая не озвучивать свою фамилию. - Я даже не знала, что он в АТО, долгое время скрывал это от меня. Потом признался. Но с августа от него никакой весточки. В списках пленных его нет, но я верю, что он жив! Может, в больнице, может, не получается выйти на связь. Материнское сердце не обманешь: мой Сашка не погиб! Поэтому не нужно нигде наши ДНК сверять.

На сегодня в Днепропетровске произведено 136 захоронений временно неопознанных бойцов. Лишь недавно одного из воинов после совпадения с ДНК родных перезахоронили на его родине - в Полтавской области.

Пока же в морге Днепропетровска находятся тела 21 солдата.