Фильму "Тени забытых предков" 50: вышивать крестиком 7-летнюю Маричку учил сам Параджанов

О том, как снимался киношедевр, нам рассказала самая юная актриса картины - харьковчанка Валентина Шедания.

1963 год, съемки. Великий режиссер дает Вале-Маричке мастер-класс рукоделия. Фото Личный архив Валентины Шедания

Режиссера сразили черные глазищи девочки 

Маленькая Маричка должна была быть похожа на Ларису Кадочникову, которая играла в фильме одну из главных ролей. Подходящую девочку искали в киевских школах, а затем в пионерских лагерях Карпат.

- Родилась я в Харькове, но, когда мне было четыре года, семья переехала в городок Долина Ивано-Франковской области. Летом 1962-го родители отправили меня в лагерь, чтобы я набралась сил перед первым классом, - вспоминает Валентина Шедания (в девичестве Глянько). - Однажды к нам приехала съемочная группа во главе с Сергеем Параджановым. Это было незабываемое зрелище. По склону горы поднимались люди в гуцульских костюмах, а Параджанов шел в пончо и сомбреро, которые привез из Мексики...

Во время кастинга киношникам сначала приглянулась девочка с золотистой толстой косой, но кто-то из пионервожатых предложил посмотреть еще одну малышку - черноглазую Валю. Ее поставили на стул и попросили прочитать стишок.

- Я рассказала про зайчика и убежала, - улыбается Валентина Алексеевна. - А когда вернулась домой из лагеря, с порога начала кричать: "Мама, я буду артисткой!" Хотя тогда еще никто не знал, что я прошла отбор.

Лишь в ноябре первоклашку вызвали на съемки. А родителям объяснили выбор: Параджанова сразили черные огромные глаза Вали и ее раскрепощенность.

Согласно трудовому договору, 7-летней девочке заплатили за съемки фильма гонорар - 175 рублей. 

Мечтала поцеловать партнера

За год отснято было очень много, но не все кадры вошли в фильм. Большую часть времени съемочная группа провела в Карпатах. Все это время Валя жила вдали от родителей - в сельском домике у стариков, у которых не было своих детей. Пожилая пара заботилась о ней и ее партнере Игоре Дзюре, сыгравшем в фильме юного Иванка, как о родных.

- Мы там даже в школу ходили. Я - в первый класс, а Игорь - в седьмой. Было здорово, когда приходила помощник режиссера и забирала нас прямо с уроков - съемки зависели от погоды, - поясняет Валентина Шедания. - Мой партнер был любимцем всех девочек, ходил королем. Я тоже смотрела на него влюбленными глазами и мечтала поцеловать.

А вот работать с ярким, неординарным и требовательным к мелочам Сергеем Параджановым было хоть и интересно, но непросто. Однажды юная актриса так вывела из себя режиссера, что он не сдержался и накричал. После множества неудачных дублей даже съемку остановил.

- По сценарию мы с Иванком шли по лесу. Услышав непонятные звуки, я должна была испугаться, но у меня никак не получалось это сделать, - разводит руками Валентина Алексеевна. - Когда мы вернулись в лес на следующий день, кто-то за нашими спинами со всей силы шарахнул по дереву, и тогда я от страху подскочила так, как было нужно.

Выпила водки, чтобы не заболеть

Одним из самых сложных для девочки стал эпизод, когда ей нужно было обнаженной промчаться по склону и с разгону прыгнуть в горный ручей. На дворе осень, а снять кадр с первого дубля не удалось. Юную актрису снова и снова вытаскивали из ледяной воды, укутывали в теплое одеяло, растирали водкой. Даже плеснули в рюмку, чтобы не заболела. 

Харьковчанка Валентина Шедания так и не стала актрисой, но часто вспоминает свой актерский опыт, когда она была еще первоклашкой. Фото Константин БУНОВСКИЙ

- А еще я никак не могла научиться вышивать крестиком. Это нужно было по сценарию, - продолжает рассказ женщина. - Тогда Сергей Иосифович сам показал, как держать иголку и вышивать. И у меня сразу все вышло…

Когда маленькая Валя уставала и начинала капризничать, ее отвозили на день-два погостить к родителям.

- Чтобы смыть грим, мама три ванны набирала. Так как фильм цветной, гримировали все тело, причем очень качественно, - вздыхает Валентина Алексеевна.

На премию родители купили ковер с оленями

В родную школу Валюшка вернулась звездой, даже старшеклассники не давали ей проходу. Неожиданно свалившаяся слава не помешала девочке наверстать пропущенное и учиться на отлично. А после того, как в 1965 году с самолета-кукурузника над Долиной разбросали пригласительные на премьеру фильма, семья Вали на некоторое время оказалась в осаде.

- Как раз родился младший брат, а к нашей квартире с шести утра выстраивалась очередь из девочек, которые стучали в дверь и спрашивали: "Как попасть в актрисы?" А мальчики дрались, выясняя, чья сегодня очередь нести мой портфель, - улыбается  Валентина. - Однажды перед новым годом пришла открытка от директора картины, в которой было написано: купи себе что-нибудь напоминающее о съемках. Фильм как раз получил Кубок на фестивале в Риме и мне прислали премию - 165 рублей. На эти деньги родители купили ковер с оленями.

Валю приглашали выступать на совещаниях учителей, вести концерты. Со временем страсти вокруг ее персоны, конечно, поутихли. После школы Валя поступила в университет на биофак. И сейчас об этом не жалеет - признается, что никогда и не мечтала об актерской карьере. 

В ТЕМУ

Где ты, Иванко?

Больше 20 лет Валентина преподавала в Харьковском медуниверситете на кафедре физиологии человека. Год назад из-за проблем со здоровьем вышла на пенсию. Сейчас ее главная отрада - дочка Марина и 6-летний внук Руслан.

Долгое время Валентина никому не рассказывала о том, что в детстве снималась в фильме "Тени забытых предков". Стеснялась. Разве что изредка пересматривала киноленту. Пообщаться с журналистами Валю убедил супруг.

- Года три-четыре назад я согласилась дать первое интервью о съемках фильма, - говорит она. - Очень интересно, как сложилась судьба Игоря Дзюры. Мечтаю его отыскать. Родители Игоря вроде погибли в автокатастрофе, его воспитывала старшая сестра, с которой они жили во Львове. Однажды я была у них в гостях в старом доме с широкими площадками. Игорь мог бы рассказать о съемках гораздо больше, в том числе и мне.